Как оценить приход к власти антицерковной партии «СЕРИЗА» в Греции? Мнения экспертов
«Православный Взгляд» о возможном будущем Греции после прихода к власти антицерковной партии «СЕРИЗА»
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований (РИСИ)
Действительно, на парламентских выборах в Греции с большим отрывом от остальных политических партий победила радикально-социалистическая партия «СЕРИЗА». По сути, эта партия формирует новое правительство Греции. Конечно, как и положено левым, эта партия выступает за отделение церкви от государства, что весьма нетипично для Греции. Ведь даже Конституция Греции начинается со слов «Во имя Святой, Единосущной и Нераздельной Троицы». А православие четко прописано как господствующая религия Греции. Это, кстати, к сведению наших либералов, утверждающих, что в Европе, мол, религиозная идеология и традиционные ценности не отображаются в основном законе страны.
И уже в этом лидер коалиции радикальных левых сил Греции («СЕРИЗА») Алексис Ципрас нарушил традицию, демонстративно отказавшись давать традиционную религиозную клятву на Библии во время принятия присяги в качестве премьер-министра. Очевидно, что власть этой партии не несет ничего особенно хорошего Православию в Греции. Но будем честными: левые — не причина ослабления позиции Церкви в Греции, а его следствие. Молодежь, не находящая работы (а такой в Греции уже почти половина), гораздо чаще ищет спасения в лево- и праворадикальных партиях, а не в церкви.
Кроме того, для понимания значения прихода к власти левых неплохо попытаться рассмотреть реальные им альтернативы. Таковых реально всего две. Первая — оставаться под властью либералов в составе ЕС, продолжать режим экономии, обнищания и вымирания населения, а также слушать «ценные» идеи евро бюрократов об открытии в Греции сети мечетей или узаконивания однополых браков. Напомню, что отмена воскресенья как выходного дня по настоянию ЕС состоялась в Греции уже несколько лет назад, а это отказ от соблюдения Заповеди Божией «помнить день Господень». Этого нет и во многих странах, позиционирующих себя как атеистические. И вот от партии «СЕРИЗА» как раз можно ожидать отмены такого рода решений, да и выхода из зоны евро тоже. В конце-концов, в Венесуэле (а греческие левые по своей программе как раз очень близки к венесуэльским) никаких проблем у христианства не наблюдается, а на международной арене Венесуэла является союзником России. Думаю, можно надеяться на такое развитие событий и в Греции.
При ином же развитии событий к власти могла прийти праворадикальная партия «Золотая Заря» — откровенно фашистское движение. Чем это чревато для православия мы видим на примере Украины. Я думаю, достаточно очевидно, что названные альтернативы куда хуже для народа Греции и веры православной, чем сбывшийся вариант. А понимание греческим народом, что текущие проблемы следует решать не путем увлечения радикальными идеями, еще впереди.
помощник атамана Центрального казачьего войска
У меня не сформировалось до конца отношения к этому выбору, но могу сказать следующее. Народ заслуживает то правительство, которое получает. В Греции уже давно проводится скрытая антиклерикальная политика, которая долгие годы «припудривалась» православными символами. Тенденция к антиклерикализму в Греции наметилась уже давно. Об этом писал старец Паисий Святогорец и другие свидетели того, что творилось в Греции. Когда вера в России ослабела, нам была попущена революция, и народ начал понимать это только тогда, когда начались репрессии. Может быть, и грекам стоит переосмыслить свою роль и еще раз понять, что самое главное их достояние — это наследие Византийской империи и вера православная. Что касается гонений на Церковь, я считаю, что в Греции не будет даже и сотой доли того, что происходило в России в XX веке. Православная церковь в Греции очень сильно отличается от Русской Православной церкви. В Греции очень много канонических отступлений, православные службы короткие. Греки чаще всего не дорожат верой, теплохладные. Греки с утра пьют кофе, а потом причащаются, исповедуются по телефону после долгого перерыва. Греки к русским относятся, как к рабам, были случаи, когда наши женщины попадали в фактическое рабство в монастырях Греции. Двоих российских трудниц я лично вытаскивал через консульство и посольство из греческих монастырей. То же самое и в случае преследования архимандрита Ефрема (Куцу), игумена Ватопедского монастыря на Афоне. Если государство попускает подобные вещи, значит, оно стало антиклерикальным уже давно, просто сейчас это стало носить официальный характер.
настоятель Сампсониевского собора в г. Санкт-Петербурге, член Общественной палаты Российской Федерации от Мордовии
Греция — самостоятельное государство. Нам нужно заниматься своими проблемами, а не проблемами чужой страны. Для этого есть политики. Наше руководство найдет правильные формы и методы общения с руководством Греческой Республики. А все остальное покажет время. Пока трудно сказать, как поведет себя новое правительство в Греции. Очевидно, что Греции не хватает самостоятельности, она слишком зависит от кредиторов и фактически куплена различными германскими концернами. Мы не можем сказать, как новое правительство будет влиять на православие в Греции. Я не могут давать прогнозы ни о ситуациях, ни о людях, которые нам пока неизвестны.
настоятель церкви вмч. Димитрия Солунского, д. Ивакино Можайского района Московской области
Важно иметь верный критерий, оценивая те или иные события, который должен служить не благу России, а Воле Божией и благу Церкви, ее вечному предназначению для спасения людей. Ошибочно думать, что все, что хорошо для России, плохо для Евросоюза. Если начинания новой власти в Греции противоречат Церкви, то, независимо от того, каково отношение власти Греции к России или Евросоюзу, они не могут быть одобрены христианами, они суть зло.
С одной стороны, хорошо, когда Церковь в Греции тесно сотрудничает с государством и участвует в его жизни. С другой стороны, государство может манипулировать Церковью и использовать ее в своих целях, считая ее своим ведомством, как это было в России в синодальный период. В данном случае новая власть явно не заботится о свободе Церкви, а наоборот, пытается убрать Церковь из жизни общества, поэтому такая политика — зло. Мы не знаем, как это отразится на внешней жизни, потому что это зависит от того, что предпримет власть и как далеко она пойдет. Как это отразится на христианской жизни? Это всегда зависит только от свободной воли христиан. Потому что Церковь может существовать в любых исторических условиях: и при поддержке государства, и при гонениях. Все сводится к тому, насколько христиане готовы быть христианами в любых условиях. Когда действия власти противоречат Церкви — это зло, но если Бог это попускает, то это зло в итоге в контексте вечности оборачивается благом.