Интервью с известным миссионером иереем Валентином Цикулаевым

f8T64AfxaAQ

 

Отец Валентин Цикулаев основал православное общественное движение «Миссия Никольская» в Виннице, занимался активной проповедью среди местного населения, устраивал акции о запрете абортов, но по причине сложившихся политических обстоятельств на Украине, по благословению духовника, принял решение уехать в Россию. Мы поговорили с отцом Валентином о православной миссии и о будущем Украины и России.

Отец Валентин, как вы пришли к Богу?

— Я родился в Одессе в семье атеистов. После окончания школы мечтал стать милиционером, но после многочисленных попыток, промыслом Божиим, у меня это не получилось. Несколько лет проработал корреспондентом в телерадиокомпании «Торнадо» в городе Белгород-Днестровский Одесской области, потом открыл частное агентство недвижимости «Белый город», которое просуществовало около года, за это время женился на своей, Богом данной, будущей матушке. С четырнадцати лет в моей душе зародилась жажда Бога, душа рвалась к Богу, но не понимала, Кто Он и где Его искать. Это была жизнь в зазеркалье, которая не имеет ничего общего с жизнью во Христе. Я прошел через изучение различных восточный псевдо-духовных практик, но у меня был искренний поиск Бога, поэтому Бог Сам меня нашел. Я всегда понимал, что Бог един и не существует никаких языческих псевдобожеств и поклонения стихиям. Через некоторое время я обратил внимание на православие, хотя раньше оно мне казалось банальным пережитком прошлого. Когда я в первый раз зашел в православный храм, в моей душе возникло ни с чем несравнимое чувство свободы, это и было проявление чего – то, совершенно нового, и так долго жданного… Я понял, что благодать Святого Духа живет только в Православной церкви. Мне было тогда двадцать лет, а в двадцать два года я начал воцерковляться: принимал активное участие в церковной жизни, участвовал в Святых Таинствах, читал  духовную литературу, общался со священниками и в один момент понял, что не могу больше жить двойной жизнью и заниматься тем, чем занимался до этого.

— Но ведь многие православные христиане после прихода к вере живут так же, как жили до этого…

— Христианин не может жить двойными стандартами, потому что это мешает духовной жизни, но если бы не Господь, я бы не отказался от своей прошлой жизни. Под давлением обстоятельств мне пришлось уехать в Винницкую область в город Бар, где познакомился с местным священником, который в тот момент строил монастырь в честь Барской иконы Божьей Матери. Под его влиянием и руководством я воцерковлялся, нес первое церковное послушание, работал на стройке монастыря, стал неплохим скотоводом и не много пасечником. Все это помогло мне в духовной жизни. Но даже во время воцерковления старые духовные раны не давали покоя. В это время я много молился и просил, чтобы Господь открыл, как мне загладить свою вину перед Ним. И вот в очередной раз перечитывая Священное Писание, я увидел ответ на мучавший меня вопрос в последних строках из Послания апостола Иакова об обращении грешника к покаянию. После этого моей основной целью в жизни стала православная миссия. Через некоторое время очень известный старец схиархимандрит Кирилл, через моего духовника благословил меня принять священный сан, и в двадцать четыре года, Божьей милостью, я стал священником.

— Став священником, вы не перестали заниматься миссией?

— Я начал  проповедовать и совершать диспуты с представителями псевдо – христианских организаций, задолго до священства, но сначала я делал это для того, чтобы утвердиться в правильности своего пути. Через полгода после рукоположения я решил возобновить миссию, стал заниматься уличной миссией, создал небольшую миссионерскую группу, в которой люди могли обучаться миссии и работе с сектантами. По благословлению митрополита Винницкого и Барского Симеона, мы открыли общественную организацию «Православное миссионерское общество Святителя Николая Чудотворца». Целью этой организации стало создание сети миссионерских курсов, на которых желающие могли бы обучаться миссии и проповеди Евангелия на улицах, в общественных местах, учебных заведениях и больницах. Также мы начали заниматься продвижением законопроекта о запрете абортов на Украине, проводили лекции по запрету абортов в больницах и учебных заведениях, ряд акций, на которых собрали около пяти тысяч подписей против абортов, сделали телепередачу о запрете абортов и о нашей организации.

8at6bbyS1-0

— Каких вам удалось добиться результатов в антиабортной и миссионерской деятельности за это время?

—Нам не удалось запретить аборты… Продвигать православные проекты при неправославной власти является почти невозможным, потому что православные для новой власти враги. Но даже если бы нынешняя власть начала продвигать антиабортный законопроект, то делала бы это во имя свое, а не во имя Христово. После себя я оставил помощника очень активного миссионера, который продолжает заниматься проповедью. Наша миссионерская группа достигла хороших результатов, мы выпустили ряд катехизаторов и миссионеров, которые могут вступать в любые диспуты с сектантами. К сожалению, мы не успели создать сеть миссионерских групп из-за политической обстановки на Украине. Официально выпуск миссионеров не состоялся, но они изучили все, что нужно знать миссионеру.

— И что нужно знать миссионеру?

—Миссионеры изучали догматическое богословие, сектоведение, научную апологетику,  Священное Писание, библейскую историю. Было успешное начало, которое на данный момент оборвалось.

— Можно ли выучить человека на миссионера?

—Главная цель миссионера заключается в том, чтобы приводить людей ко Христу. Господь говорит: «Я есмь путь, и истина, и жизнь»(Ин. 14:6). Святой Дух дарует каждому тот талант, который угоден Богу. Чтобы быть миссионером, необязательно оканчивать миссионерские курсы. Многие хорошие миссионеры не учились на миссионерских курсах, они жили словом Божиим, дышали и питались им. Господь сказал: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня» (Ин. 4:34).

 rmBInV7Pvi8

— Протоиерей Олег Стеняев в одном из интервью сказал, что самое главное качество миссионера — это любовь к сектантам. 

—Любовь может проявляться по-разному: можно согреть человека, погладить по голове это эмоциональное проявление любови, а можно ударить по лицу, чтобы человек не согрешил еще больше. Подобный пример любви продемонстрировал святитель Николай Чудотворец на I Вселенском соборе, когда ударил еретика Ария по лицу. О такой любви пишет святитель Иоанн Златоуст: «Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутье или на площади хулит Бога, подойди, сделай ему внушение. И если нужно будет ударить его, не отказывайся, ударь его по лицу, сокруши уста, освяти руку твою ударом; и если обвинят тебя, повлекут в суд, иди». Не сказать еретику о том, что он погибнет, это проявить ненависть к нему. Если человеку не говорить правду, тогда в чем состоит наша любовь? Настоящая любовь заключается в том, чтобы приводить человека ко спасению. И это самое главное качество, которым должен обладать настоящий православный миссионер.

— Как вы решили проповедовать в электричках, ведь это достаточно необычное место для проповеди? 

— Однажды я гулял по Киеву и на Крещатике увидел четырех протестантов, которые громко проповедовали Евангелие. Я вступил с ними в диалог, но, так как спешил на поезд, диалог надолго не затянулся. Но когда я оттуда ушел, меня начала жутко обличать совесть, что сам я никому не проповедую, хотя апостольскую миссию и открытую евангельскую проповедь, никто не отменял. Через несколько дней я увидел видеозапись, в которой рассказывали, как протестанты самых разных течений ездят по Украине и России и проповедуют в транспорте. Я подумал: «Ведь апостольскую проповедь никто не отменял, почему мы этим не занимаемся?» Как сказано в Евангелии: «Если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк. 19:40). То есть камни вопиют, а мы молчим! После этой записи я всю ночь не спал, меня ужасно обличило, что мы, православные, не занимаемся проповедью, а наше место занимают волки в овечьих шкурах, потому что они вводят людей в погибель через ереси. На следующий день, не испросив благословения архиерея, я позвонил такому же «своеобразному», как и я, отцу Артемию Тадчуку и предложил проповедовать в транспорте. Он подумал, что я шучу, но когда понял, что я серьезно, согласился. В тот же вечер, взяв с собой видеокамеру (не с целью похвастаться, а чтобы показать, что это возможно и нужно), мы пошли по электричкам и трамваям с проповедью. Я заходил в вагон, доставал священническое удостоверение и, поздоровавшись со всеми, говорил, что мы священники Московского Патриархата Украинской Православной Церкви, не сектанты и не раскольники, денег не собираем, даже если будут предлагать – не возьмем. Это сразу же приводило людей в ступор. Все привыкли к стереотипу: «если поп то монетка зазвонит». Мы никогда не брали денег, хотя нам и предлагали. Мы шли только ради дела. Люди начинали слышать и слушать.

— О чем вы  говорили людям  в электричках?

— Так как раньше мы жили в стране номинально православной, мы пытались доказать людям, что многие из них, ничего на самом деле не знают о православии. Мы говорили, что есть верующие, а есть верные, что «и бесы веруют, и трепещут» (Иак. 2:19), а современные люди хуже бесов, потому что веруют и не трепещут, живут по принципу: «В Бога верую, а жить буду по-своему». Мы читали строки из первой главы Книги пророка Исаии и истолковывали написанное, исходя из современного состояния Церкви. Дискредитировали ли мы этим Церковь? Ни в коем случае. Таким образом, я говорил атеистам и сектантам, что Православие это не формальная языческая организация, где можно освящать крашеные яйца, пасхальные куличи, набирать святой воды, а что все это должно быть проявлением внутренней духовной деятельности. Я объяснял людям, что Православная Церковь  живой организм, который пребывает в живом единении с живым Богом. На основании Евангелия, Посланий апостолов Иакова и Павла, Притч Соломоновых, Книги пророка Исаии получалась очень хорошая проповедь. Когда мы принесли видео с проповедью митрополиту Винницкому и Барскому Симеону, я малодушно ждал упреков и обличений с его стороны, но он, посмотрев видео до конца, сказал: «Если это работает, то продолжайте». И он благословил нас на эту миссию.

— Как люди реагировали на вашу миссию?

— Некоторые люди после нас начинали задумываться, что они на самом деле не православные, хотя их кто-то когда-то крестил. Я считаю, что эта проповедь очень нужна. Однажды мы около часа на вокзале ждали следующую электричку, и одна молодая женщина нашла нас через час и буквально навзрыд благодарила за то, что кто-то из православных занимается этой миссией. Наиболее положительно на эту миссию реагирует молодежь. Первые несколько минут воспринимают очень скептически, но потом начинают задавать очень правильные адекватные духовные вопросы.

VYtpLvCry-8

— Кто, на ваш взгляд, является выдающимся современным миссионером?

— Выдающиеся современные миссионеры это иерей Даниил Сысоев, протоиерей Олег Стеняев, иеромонах Серафим (Роуз), протоиерей Андрей Ткачев и многие другие. Протоиерей Андрей Ткачев формально не является миссионером, но его публикации носят миссионерский характер. Это люди, которых я ценю, люблю и уважаю как миссионеров. Дерево узнается по плодам, а плоды этих людей на лицо. Среди наших братьев и сестер во Христе очень много неизвестных для мира людей, которые станут известными в день Страшного Суда, когда Господь объявит их своими верными слугами, несшими слово истины людям. Каждая душа бесценна перед Богом, и если человек приведет к Богу хотя бы одного человека, таким образом он очистится от множества своих грехов и спасет этим свою душу.

— Какие методы используют сектанты для того, чтобы вовлечь в свои ряды новых членов?

— Сектантская миссия бывает разная, но все основные методы сектантской миссии всегда сводятся к социальной деятельности и «бомбардировке любовью». Сектанты пытаются  утешить человека, успокоить, когда у него случилась беда, помочь, может быть, даже материально. Они покупают человека за «конфету».

— Какие секты существуют и как с ними бороться?

— Самый лучший метод взаимодействия с сектами это их ликвидация. Любая организация, которая находится за пределами Церкви, за бортом корабля спасения, не относится к Телу Церкви и является сектой. В основном все сектанты экуменисты, они считают, что не имеет значения, к какой конфессии относится человек, главное, что признает Христа и этим спасается. Они считают православных агрессорами, потому что мы говорим, что они неправы. Сектанты не имеют права на слово, потому что они совращают души в геенну огненную! Поэтому права на слово они не имеют, их нужно запрещать на законодательном уровне! Можно взять элементарный пример с организацией «Сторожевая Башня». Не хочу их называть «Свидетели Иеговы», так как они не являются свидетелями Иеговы. Чисто статистически, сколько там самоубийств, сколько алкоголизма, разводов и т.д.! Взять голую статистику и запретить их на государственном уровне. Есть все аргументы для этого, но почему-то никто этого не делает. Говорят: «Они же тоже имеют право на слово и религиозную свободу».

— Иудеи — тоже сектанты?

— Естественно, потому что они откололись от Бога, когда не приняли Иисуса Христа, и с того времени они стали сектой. С ними очень интересно общаться, они очень интересные собеседники, если это неагрессивные религиозные иудеи. Как и многие мусульмане, они люди ищущие, но не видящие света, блуждающие во тьме. Так происходит потому, что им уже сказали слово о свете, но они его не приняли. И вот они ищут, ищут, ищут и не могут его никак найти, но если к ним прийти, постучать и сказать: «Ты опять не туда повернул, видишь, там свет туда надо идти», то в большинстве случаев, я думаю, с Божьей помощью, все обратимо. Недавно протоиерей Олег Стеняев подарил мне то, о чем я долго мечтал Тору иудейского издания на иврите с подстрочным переводом и с иудейскими комментариями. Я убеждаюсь, что ничего не поменялось в Священном Писании, кроме незначительных моментов перевода, которые не имеют догматического значения.

— Отец Валентин, расскажите о случаях обращения людей в веру?

— Я никого не обратил, Господь обращал многих. Однажды с моим другом священником Павлом Чайковским мы пришли в одну баптистскую общину в рясах и с крестами и сели в зале. Когда они встали на молитву, мы сидели, в зале было много народа, но все внимание было сосредоточено на нас. К сожалению, в тот раз все закончилось как обычно, — нам пообещали что обязательно подготовятся на следующий раз, и ответят нам на все вопросы… Когда мы ушли оттуда, за нами вышла целая толпа народа, человек двадцать, наверное, и вот один из этих людей (Анатолий, мужчина лет пятидесяти вполне адекватного вида) подошел к нам и сказал: «А вы что, такие смелые, раз приходите сюда проповедовать?» Я ему отвечаю: «Можете испытать нашу смелость». Он отвечает: «Давайте попробуем, пойдемте ко мне домой». Мы пошли к нему домой, он был одет довольно бедно, но когда мы пришли, то увидели двухэтажный коттедж. Анатолий сказал, что у него есть своя «святая святых» молельная комната. Мне стало ужасно интересно, что может быть в молельной комнате у баптиста. Когда мы вошли туда, увиденное превзошло все мои ожидания: там стоял теннисный столик, кожаный мягкий уголок с журнальным столиком, большие книжные полки с самой разной литературой, начиная с баптистских брошюрок и заканчивая православным «Законом Божьим» протоиерея Серафима Слободского. Первая наша беседа продлилась почти до часа ночи. Анатолий на протяжении многих лет ходил в баптистскую общину, очень хорошо ориентировался в Священном Писании, но согласился с тем, что в баптизме нет ответов на многие вопросы. Он предложил встречаться в его «святая святых» с теми баптистами, которые сами захотят. Я не знаю, встречался ли отец Павел с ними после того, как я уехал из Украины. Но сын экс-главного «пресвитера» баптистской общины, о которой я сейчас говорил, раб Божий Андрей, в эту Пасху принял святое Крещение и стал нашим православным братом во Христе.

MQxbyRuNl0U

—  Вы вынуждены были уехать из Украины по политическим причинам. Как вы считаете, как дальше будут развиваться события  на Украине и в России? 

— Украина это предупреждение для России, и если Россия не покается и не изменит свое отношение к моральным, нравственным и духовным ценностям, то очень скоро в России повторятся украинские события. На Украине, как и в России, за эти годы расцвело много «номинального» Православия. Страна считается православной, но при том, почему то все как было так и есть: — например аборты в России и на Украине как были, так и до сих пор разрешены. Кровь убитых некрещеных младенцев вопиет к Богу, как кровь Авеля, взывает к отмщению. Если Господь попускает войну, то делает это для спасения людей, чтобы они покаялись и поняли, что неправы перед Богом. Сейчас идет в первую очередь духовная война. С одной стороны «майдан», на котором собралась вся духовная нечисть: раскольники, униаты, автокефальщики, сектанты, атеисты и др., а с другой стороны, Новороссия, где  народ стремится к Православию даже на государственном уровне. До этих событий украинский народ позволял себе духовную распущенность, Пасху из праздника духа сделали праздником брюха. Самая большая проблема украинского народа была в духовном отступлении от живого Бога и Православия, поэтому началась толерантность, демократия, терпимое отношение к сектам, но толерантность и демократия приводят к сатанизму в законе. Поэтому Господь  попустил все это. Россия это центр Руси, а потому она в большинстве своем сохранила духовные корни, но сейчас эти корни, к сожалению, сильно гниют. Господь через Украину показал, что будет с Россией, если корни догниют до такой же степени.

— В Украинской Православной Церкви некоторые люди, пользуясь непростой обстановкой,  готовят автокефалию. Что будет дальше?

— В России, как и на Украине, есть волки в овечьих шкурах со своими интересами в частности, интересами раскола Церкви. Национализм граничит с ересью, поэтому, когда внутри Церкви начинается разделение по расовому признаку, некоторые члены Церкви отсупают от благодатного общения со Христом и становится псевдоправославными. К сожалению, во многих членах УПЦ МП живет националистическая идея наигранной и непонятной лжемести России и русским. Они забывают, что русские это братья во Христе, а не враги народа. Украинский народ для них больше и важнее, чем Христос. Ересь этнофилетизма, которая сейчас проникает в среду Украинской Православной Церкви, возможно и стала причиной происходящих на Украине событий. Многие священнослужители на Украине уже открыто предпочитают не поминать Патриарха, «чтобы не искушать украинцев», они ищут не того, что угодно Богу, а того, что угодно людям. Это человекоугодие внутри Церкви.

Потому все мы должны понимать, что Господь попускает нам беды и гонения только для нашего спасения…

 Специально для портала «Православный Взгляд»