Игорь Курляндский: Рассказы о «православном Сталине» не подтверждаются фактами
В основе мифов о «православном Сталине» лежит потребность определенной части общества в сильной диктаторской власти, в крепкой руке, считает старший научный сотрудник Института российской истории Игорь Курляндский.
Это своего рода состояние вечного инфантилизма. Ну а для полноты восприятия такого вождя нужно, чтобы этот вождь опирался на традиционные духовные основы, или нужна хотя бы иллюзия, что он на них опирается. Поэтому выдумывается легенда о «православном Сталине» и изобретаются под нее соответствующие апокрифы.
В такого рода литературе можно встретить утверждения, что И.Сталин «богоданный вождь» или что он «святой православной император», вождь великой православной империи. Однако подобные апокрифы о «православном Сталине» именно высосаны из пальца и никакой фактической основы не имеют».
Например явная выдумка, что якобы Сталин встречался с митрополитом гор Ливанских Илией, блаженной Матроной, и о посланных им в московские храмы записках с перечислениями грехов.
Сталин начал принимать участие в решении вопросов, связанных с отношением советской власти к Церкви, с 1922 года, когда он как генсек ЦК РКП (б) «безукоризненно проводил ленинско-троцкистский план по разгрому и ограблению Русской православной церкви под предлогом помощи голодающим».
В 1923 году он сыграл большую роль в смягчении прежней антицерковной линии, выработке более осторожной политики в вопросе закрытия церквей. Патриарх Тихон был выпущен на свободу не без его участия. Диктовалось все это «конъюнктурными причинами борьбы с Троцким» и общей логикой развертывания в стране НЭПа как политики, предполагающей частичную либерализацию общественных отношений.
И тот же Сталин сыграл руководящую и направляющую роль в свертывании в 1927-1930 годов «религиозного НЭПа», в организации нового масштабного наступления на религию и Церковь, перехода к политике массовых репрессий и гонений. В 1937-1938 годах И.Сталин руководил массовым истреблением духовенства Русской церкви и других религиозных организаций.
Ректор первых лет учебы И.Сталина в семинарии митрополит Серафим (Мещеряков) был расстрелян в 1933 году по постановлению одной из «троек», созданных по решению вождя.
Соображениями выгоды было продиктовано и смягчение его отношения к Церкви и во время Великой отечественной войны. Сталинский режим стремился выжить и удержаться в этой войне, поэтому народ надо было объединять всеми возможными способами для противостояния агрессору.
Антицерковные гонения возобновились в 1948 году. Причина антирелигиозного отката была в том, что И.Сталин разочаровался в эффективности использования Церкви в международных делах, после крушения его амбициозного плана созвать в Москве Вселенский Собор и сделать Москву своего рода «православным Ватиканом».
Необходимо молиться о вразумлении священников-сталинистов и просвещать поклонников Сталина среди мирян