Диалог христианина и патриота России: о нашем народе и подлинном патриотизме
«Испытывайте самих себя, в вере ли вы» (2Кор.13:5)
Блаженной кончины священник Даниил Сысоев написал: «Только уранополиты могут исполнить заповедь Апостола Павла: «всегда радуйтесь!» (1 Фес. 5, 16). Ведь, если подумать, то, как может всегда радоваться христианин – националист, патриот, либерал и т.п… Идеология скажет ему: «как можешь ты радоваться о Боге, когда твой народ страдает? Отечество в опасности, а ты веселишься? Грубо нарушаются неотъемлемые права человека, а ты только и думаешь о каком-то радостном будущем?» Все это заставляет поникнуть голову христианина. И ведь, правда». По прошествии 10 лет нельзя не согласиться со священником. Война на Донбассе и в Сирии и противостояние России со странами Запада отвлекли внимание православных христиан России от духовной жизни. Они страдают, видя, как «Россию унижают на международной арене». Они не могут радоваться, теряют душевный мир и, наконец, совсем отпадают от благодати, предпочитая более исполнять заповеди патриотизма, нежели заповеди Бога.
Причиной сего печального явления является недостаточное наставление православных христиан библейской истине уранополитизма или небесного гражданства. Многие не понимают, что христиане состоят уже не в России, а в Церкви (Новом Израиле) и должны более переживать за этот народ. Православие не является формой русского патриотизма, но учением об обязательном исходе из своего земного племени в народ Божий.
Мы проанализировали большинство возражений, которые приводят в защиту сторонники патриотизма и изложили их опровержение в форме «Диалога христианина и патриота». Христианин не использует непонятное многим слово «уранополитизм», но влагает его смысл в понятие «подлинного христианского патриотизма». Диалог снабжен значительным количеством библейских доводов и может использоваться как пособие для катехизации христиан, склонных подменять духовную жизнь русским (украинским, сербским, грузинским, армянским, американским) патриотизмом.
Диалог христианина и патриота России: о нашем народе и подлинном патриотизме
Патриот: Как и ты, я почитаю миссионерский подвиг покойного священника Даниила (Сысоева). Идея Небесного гражданства конечно очень актуальна для христиан. Только она никак не противоречит патриотизму. В этом моменте отец Даниил ошибался.
Христианин: Сперва объясни, пожалуйста, что ты называешь «патриотизмом»?
Патриот: Патриотизм — это родолюбие, любовь к своему роду. Как писал свт. Лука Войно-Ясенецкий: «Патриотизм — это любовь к своей Родине и своему народу. Патриотизм — это активное и благожелательное участие в исторических событиях, определяющих судьбы народа» [1].
Христианин: Мы призваны любить только свой народ? А как же другие народы?
Патриот: Истинный патриотизм чужд национального превозношения и шовинизма. Как хорошо сказал свт. Николай Сербский: «истинное родолюбие ни в коей мере не подразумевает ненависти к соседям» [2]. Разумеется, христиане призваны любить всех людей, но свой народ — любить особенно. Поэтому правильнее будет сказать, что патриотизм — это преимущественная любовь к своему народу.
Христианин: Преимущественная любовь христианина к своему народу без чувства неприязни к другим народам без сомнения является добродетелью.
Патриот: Воистину так. Патриотизм — христианская добродетель!
Христианин: Рад нашему согласию. Теперь ответь, а какой народ ты считаешь своим?
Патриот: Мой народ — это Россия. Народ — Победитель в Великой Отечественной войне! Именно русский народ, живущий по всему миру, я люблю и готов защищать его от врагов!
Христианин: Неожиданно. Тебе должно быть известно, что народ, к которому принадлежат христиане, называется иначе. В последовании Таинства Венчания мы слышим: «И узриши сыны сынов своих: мир на Израиля» (ср. Пс.127:6) [3]. И в молитве после Причастия: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля» (Лук.2:29-32) [4]. Вспомни, что Новый Завет обещан только Израилю (см. Иер.31:31-34). И в Евангелии Господь Иисус Христос именуется вечным Царем Израиля (см. Лук.1:33). Тебя не смущает тот факт, что Христос царствует над Израилем, а ты причисляешь себя к России? Как можешь ты именовать Христа своим Царем, если состоишь в другом народе?
Патриот: Мне известно, что Церковь иногда называют «Новым Израилем». Например, священник Даниил Сысоев писал: «Новый Израиль — Вселенская Православная Церковь — ведет своих чад мимо мелей и подводных скал мира сего» [5]. Насколько мне известно, когда русский человек входит в Церковь, он становится членом Нового Израиля и наследником Нового Завета. И может называть Христа своим Царем.
Христианин: Но если русский человек вошел в Новый Израиль (Церковь), то он должен быть патриотом именно этого народа, не так ли?
Патриот: Так. Мы должны быть патриотами Нового Израиля, оставаясь при этом патриотами России. Ведь вхождение в Церковь не выводит человека из России. У христиан образуется как бы «двойное гражданство». Небесное и земное.
Христианин: Ты должен знать, что твое утверждение о наличии «двойного гражданства» у христиан противоречит Священному Писанию. Валаам в пророческом Духе прозрел Новый Израиль и изрек об этом народе следующие слова: «С вершины скал вижу я его, и с холмов смотрю на него: вот, народ живет отдельно и между народами не числится» (Чис.23:9). Как видишь, члены Церкви не входят в состав других народов, ибо их имена записаны на Небесах (см. Лук.10:20). Иначе получится нелепость, что сами христиане восплачут в День Пришествия Христа: «тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные» (Матф.24:30). Если христиане продолжают числится в составе своих земных племен, то и они воплачут, ибо «не может нарушиться Писание» (Иоан.10:35).
Апостол Павел, описывая присоединение язычников к Новому Израилю, использует образ маслины: «Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви. Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями» (Рим.11:16-17). «Дикая маслина» — это уверовавшие язычники. Они привились на место «отломившихся ветвей» — отпавших неверием иудеев. Прежде чем привить ветку, ее прежде необходимо срезать с дикого куста. Об этом апостол упоминает далее: «если ты ОТСЕЧЕН от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине» (Рим.11:24). Блаженный Феофилакт, толкуя это место, прямо говорит об отсечении уверовавшего от своего народа: «ты, язычник, которому по естеству сродно зло и который имеешь предков, подобных дикой маслине, отсечен от них верой, и, что было не в природе твоей, привит к хорошей маслине, то есть к патриархам…» [6].
Патриот: Ты хочешь сказать, что мы отсечены от России?
Христианин: Суди сам: мы с тобой имеем предками дикую маслину, то есть советских и российских безбожников. Когда мы с тобой крестились к конце 1990-х, то были, по слову Писания, «отсечены» (Рим.11:24) от них и привиты к Новому Израилю. Ныне мы уже не можем принадлежать двум народам одновременно, как не может одна ветвь маслины принадлежать сразу двум кустам.
Патриот: Твои доводы убедительны. Однако меня смущают слова свщм. Михаила Чельцова, в которых я усматриваю исповедание «двойного гражданства»: «В Церкви Божией, действительно, нет ни эллина, ни иудея, ни раба, ни свободного, т.е. нет различения по племенам и разным цензам; но иудей, как и эллин, в ней так и остаются с их принадлежностью к известному народу…» [7].
Христианин: Данные слова отец Михаил писал прежде 1917 года. В то время считалось, что уверовавший от России не отсекается, ибо русский народ в полном составе пребывает в Церкви. Ныне ситуация изменилась. Воцерковленных христиан в РФ по статистике не более 5 %. Русская Церковь и Россия — сейчас это два разных народа. Поэтому ныне уверовавший «отсекается» (см. Рим.11:24) от народа РФ.
Патриот: Допустим, я действительно отсечен от нынешней России и привит к Церкви. Что воспрещает мне по-прежнему любить русский народ преимущественной любовью и активно участвовать в его судьбах?
Христианин: Воспрещает заповедь Духа Святого, говорившего устами Псалмопевца Давида: «стала царица одесную Тебя в Офирском золоте. Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и ЗАБУДЬ народ твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей; ибо Он Господь твой, и ты поклонись Ему» (Пс.44:10-12). Согласно традиционному святоотеческому пониманию «Царица в Офирском золоте» — это Церковь, собранная Христом из язычников. Смотри, как свт. Иоанн Златоуст толкует это место: «Он сам родил Церковь крещением и сам сделал ее невестою Своею. «Слушай, Дщерь, и смотри»… Послушай, говорит, слов Моих, посмотри на чудеса и дела Мои и внимай увещаниям. Какую же заповедь дает Он ей прежде всего? «Забудь народ твой и дом отца твоего». Так как Он избрал ее из язычников, то прежде всего заповедует отвергнуть это родство, забыть о нем, исторгнуть его из души, не только бежать от него, но и не вспоминать о нем. «Забудь народ Твой и дом отца Твоего». Словами: «народ» и «дом» пророк выражает все, там у них происходящее, и жизнь и учение» [8].
Патриот: Весьма удивлен такому толкованию отца нашего, Златоуста. Выходит, Господь повелевает нам забыть Россию?
Христианин: Выходит так. По выходе из купели святого Крещения русским христианам первым делом необходимо отвергнуть родство с безбожно-криминальной Россией и отказаться от участия в ее судьбах. Необходимо прекратить плач и ностальгию по СССР. Забыть всё, что там у них происходило: и жизнь и все их лжеучения: монархизм, коммунизм, либерализм, национал-патриотизм и др. Только в этом случае «возжелает Царь красоты твоей» (Пс.44:12).
Патриот: Отвергнуть, забыть, бежать — говоря проще, нам надо возненавидеть Россию?
Христианин: Возненавидеть лжеучения и безбожный образ жизни русских не означает возненавидеть их самих. Мы научены отличать грех от грешника.
Патриот: Можем ли мы продолжать любить русский народ?
Христианин: Ты сам прежде сказал, что «христиане призваны любить всех людей, но свой народ — любить особенно». Членов своего народа, Нового Израиля, странствующих по земле и торжествующих на Небе, мы любим более других и благотворим им более других, как учит нас тому Св. Писание: «Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал.6:10). А Россия и другие языческие народы для нас — на втором месте.
Патриот: Я слышал, что священник Даниил Сысоев запрещал любить Россию.
Христианин: Это неправда. Вот как он учил: «Мы с вами граждане Вселенской Церкви. На первом месте у нас интересы всемирной православной Церкви, а на втором месте — интересы России. Россия исчезнет. Мы должны заботиться о России, но о Всемирной Церкви мы должны заботиться больше, потому что это наша мать, в которой мы будем жить в вечности» [9]. Таким образом, отец Даниил учил нас правильно расставлять приоритеты.
Патриот: В чем же должна заключается забота христиан о России?
Христианин: Прежде всего в расхищении этого народа для Царствия Небесного. Когда Петр и Андрей ловили рыбу, Иисус Христос позвал их так: «идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Матф.4:19-20). Этими словами Господь ясно уподобил мир сей шумному морю, земные народы — морским обитателям, а христиан — их ловцам. Из чего понятно, что странствующие в РФ христиане должны стараться наловить для Бога как можно более русских людей. Делать это можно только находясь вне русского народа.
Патриот: Почему?
Христианин: Внимай Евангелию: «Ещё подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег» (Матф.13:47-48). Итак, ловцы Христовы вытаскивают людей из их племен на «берег», под которым необходимо разуметь твердое основание, то есть Церковь. Чтобы это делать и сами ловцы должны пребывать на «береге». Кто думает, что состоит в своём «морском» народе и активно участвует в его «морских» судьбах, тот очевидно не пребывает на «берегу». Как бы ты назвал людей, которые имеют постоянное обитание с рыбами на глубинах морских?
Патриот: Утопленники.
Христианин: Правильно. Христианин, который причисляет себя к своему земному племени и активно участвует в его судьбах, подобен утопленнику. Такой никого не сможет спасти для Бога, но сам нуждается в спасении.
Патриот: Твои доводы заставляют меня серьезно усомниться в своем патриотизме. Однако вряд ли ты решишься отрицать тот факт, что особая любовь к единоплеменникам всё-таки присутствует в нашей природе. Хорошо об этом писал свт. Николай Японский: «патриотизм — чувство естественное, вложенное Творцом в природу человека, как чувство птицы к своему гнезду, оленя к своему стаду. Религия только освящает его, углубляет и укрепляет» [10].
Христианин: Патриотизм в данном смысле вообще не является христианской добродетелью.
Патриот: Почему?!
Христианин: Не может быть названо христианской добродетелью то, что постоянно делают все язычники. «И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» (Матф.5:47). Все язычники любят жену, детей, родное племя. Святитель Николай правильно написал, что эта любовь естественна для всякой плоти. Вот как об этом сказано в Писании: «любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее» (Еф.5:29). Можем ли мы ожидать от Христа особой награды за то, что кормим свою жену и одеваем на нее шубу? Не так ли поступают и язычники?
Патриот: Теперь я понимаю, что естественную любовь к своим по плоти в принципе нельзя считать христианской добродетелью. Какой же патриотизм может быть назван подлинно христианским?
Христианин: Только преимущественная любовь к своим по духу веры. «Отныне мы никого не знаем по плоти» (2Кор.5:16), — учит апостол. Вспомни, что в Крещении христиане получили второе рождение «от воды и Духа» (Иоан.3:5). Верующие «ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Иоан.1:13). Наше плотское рождение ничтожно по сравнению с духовным. Чтобы мы не забывали об этом, Иисус Христос даже повелел нам отказаться от земных отцов: «и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах» (Матф.23:9). В этом есть подвиг.
Патриот: Ты слишком радикально понимаешь данную заповедь Спасителя.
Христианин: Сравни с толкованием свщм. Киприана Карфагенского: «Итак, кто уверовал во имя Его и соделался сыном Божиим, должен и начинать с того, чтобы принесть благодарение и исповедать себя сыном Божиим, назвавши Отцом Бога; должен с самого начала своего возрождения свидетельствовать словами, что он отказался от земного и плотского отца и стал знать и иметь одного Отца, Который на небесех, по Писанию: «говорит об отце своем и матери своей: «я на них не смотрю», и братьев своих не признает, и сыновей своих не знает; ибо они, [левиты], слова Твои хранят и завет Твой соблюдают» (Втор.33:9). И Господь в Евангелии своем заповедует нам не называть отца на земле, потому что у нас один Отец на небесах (Матф. 23:9). Также ученику, который упомянул об умершем отце, Господь сказал в ответ: «иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Матф.8:22). Тот сказал, что отец его умер, тогда как Отец верующих жив» [11].
Патриот: Толкование свщм. Киприана гораздо более радикально!
Христианин: Так и есть. Теперь ты сам видишь, что мы не можем признавать советских предков и говорить о них «это наши отцы и деды», «это наша история». Признающий их не имеет права называть Бога «Отцом». Ведь советские отцы умерли, а Отец верующих жив. Предоставим мертвым погребать своих мертвецов на патриотических шествиях, посвященных 9-му мая. А сами обратимся к Отцу живому и истинному.
Патриот: Отвергнуть родных отцов и дедов — в чем же тут подвиг? Не могу понять.
Христианин: Христианский подвиг заключается в оставлении своего родства ради Бога. Вспомни, как оставил свое родство с допотопным родом праведный Ной, когда, послушав Бога, построил ковчег (см. Быт.6:22). Оставил родство праведный Евер, который отошел от нечестивых строителей Вавилонской башни. Оставил родство праведный Авраам, когда исполнил призыв Бога: «пойди из земли твоей, от родства твоего» (Быт.12:1) и сделался отцом всех верующих (см. Рим.4:11). Оставили родство левиты, когда, откликнувшись на призыв Моисея «кто Господень, — ко мне!» (Исх.32:26), прошли с мечами по Израильскому стану, поражая «каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего» (Исх.32:27). За этот подвиг Бог даровал этому колену священство первого Завета. Оставили родство Раав блудница и Руфь Моавитянка, которые ради Бога Израилева вышли из своих языческих народов. Эти праведные женщины традиционно понимаются как прообраз Церкви, собранной из язычников. «Раав есть прообраз Церкви, некогда оскверненной демонским блудодеянием, а ныне принявшей соглядатаев Христа — апостолов» — пишет свт. Иоанн Златоуст. [12]. Оставили родство апостолы Христовы: «вот, мы оставили все и последовали за Тобою» (Матф.19:27). Оставили родство православные монахи, наши преподобные и святители.
Все они оставили родство ради Бога, будучи движимы Духом усыновления, Которого Отец Небесный послал в их сердца, как написано: «Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!»» (Гал.4:6). И все они праведны в глазах Всевышнего.
Патриот: Почему Дух Сына побуждает праведных оставить родство?
Христианин: Потому что Сын Божий так поступил, когда сошел на землю. Из-за ревности к Богу, Иисус Христос стал для неверующих иудеев как Чужак, Пришелец, Самарянин из одноименной притчи. «Ибо ради Тебя несу я поношение, и бесчестием покрывают лице мое. Чужим стал я для братьев моих и посторонним для сынов матери моей, ибо ревность по доме Твоем снедает меня» (Пс.68:8-10) — говорит Сын устами пророка Давида. Таким образом, отвержение родства ради Бога — это подвиг Сына в воплощении. Логично, что именно к этому подвигу побуждает святых Дух Сына.
Патриот: Иудеи считали Христа Чужаком — это верно. Но не Он их. Обрати внимание, с какой любовью Сын Божий продолжает говорить о них: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Матф. 23:37-38). Апостол Павел ради своих по плоти и души не пожалел: «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян…» (Рим. 9:3). Разве данные слова Св. Писания не допускают и не освящают патриотизм как преимущественную любовь к своим по плоти?
Христианин: Ровно наоборот. Данные примеры полностью опровергают такой патриотизм.
Патриот: Почему?
Христианин: Потому что сразу после упомянутых слов Христос отринул Своих неверующих сродников: «Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Матф. 23:38). И принял как Своих обратившихся к Богу иноплеменников, как написано: «не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную — возлюбленною» (Рим.9:25). Из иноплеменников Он составил Церковь, которую возлюбил преимущественной любовью, очистил и освятил баней водною (ср. Еф.5:25-26). Сторонники плотского патриотизма учат прямо противоположному: «мы должны принять своих по плоти, даже если они идут против Бога».
Патриот: Действительно, вывод прямо противоположный.
Христианин: Аналогично и апостол Павел, подражая Христу, отверг иудейский народ и принял уверовавших язычников. Апостол ставил родство по плоти очень низко. Сторонники плотского патриотизма, напротив, ставят родство по плоти весьма высоко.
Патриот: Так и есть.
Христианин: И только патриоты Нового Израиля (Церкви) в точности подражают Христу и Павлу. Они отвергают родство с неверующими сродниками и принимают как своих уверовавших иноплеменников. Православный африканец для них свой, а русский язычник для них чужой.
Патриот: Теперь я ясно вижу, что только такой патриотизм соответствует Священному Писанию и Преданию.
Христианин: Воистину так, возлюбленный.
Патриот: Что я приобрету, если, подобно ради Бога отвергну родство с Россией и стану ревностным патриотом нашего народа, Нового Израиля?
Христианин: Ты совершишь подлинно христианский подвиг и будешь праведен в глазах Всевышнего. Через такой поступок откроется, что Бог благоволил открыть в тебе Сына Своего, Иисуса Христа (ср. Гал.1:15-16) и исполнил тебя Духом Сына (ср. Гал.4:6). Только выйдя из России ты сможешь приобрести для Царствия Небесного много русских людей. Чем явишь к этому народу подлинную нелицемерную любовь. Аминь. И слава Богу за всё.
1. Архиепископ Лука. Из откликов на вторичное награждение Святейшего Патриарха Алексия орденом Трудового Красного Знамени // ЖМП, 1952, № 12).
2. Святитель Николай Сербский (Велимирович). О сербском патриотизме
3. Благодарственная молитва по святом Причащении. Азбука.ру.https://azbyka.ru/molitvoslov/blagodarstvennye-molitvy-po-svyatom-prichashhenii.html
4. Последование Таинства Венчания. Азбука.ру. https://azbyka.ru/bogosluzhenie/trebnik/treb10.shtml
5. Священник Даниил Сысоев. Секты и ереси паразитирующие на православии.
6. Блж. Феофилакт Болгарский. Толкование на Апостол.
7. Свщм. Михаил Чельцов.
8. Свт. Иоанн Златоуст.
9. Даниил Сысоев. Аудио-беседа. О внешней молитве.
10. Св. Николай Японский «Дневники» 7 (20) августа 1909.
11. Свщм. Киприан Карфагенский. О молитве Господней.
12. Иоанн Златоуст, О покаянии.
Павел Васильев. Мирянин. РПЦ МП. Курская епархия.