9 святых, от ислама обратившихся

Пути Господни неисповедимы. Эта древняя истина, проходящая красной нитью через всю историю человечества, обретает особую силу и яркость, когда мы обращаем свой взор на жизни святых. Мы привыкли видеть в них столпов веры, людей, с младенчества воспитанных в благочестии. Но Церковь Христова, как любящая мать, открывает свои объятия каждому, кто ищет Истину, независимо от его происхождения, культуры или прежних убеждений. Её история полна удивительных примеров того, как свет Христовой веры проникал в самые, казалось бы, закрытые сердца и преображал их до неузнаваемости.

Сегодня мы поговорим об особой категории святых — о тех, кто пришел в Православие из ислама. Их путь был не просто сменой мировоззрения. В подавляющем большинстве случаев это был путь на Голгофу. Для человека, рожденного в мусульманской среде, особенно в эпохи, когда религиозная принадлежность определяла всё, отказ от веры отцов был равносилен государственной измене и личному предательству. За Крещение им грозили не просто укоры или изгнание, а жестокие пытки и неминуемая смертная казнь от рук вчерашних братьев, соседей, а порой и членов собственной семьи.

Что же двигало этими людьми? Что заставляло высокопоставленного чиновника Османской империи, ордынского царевича или простого ремесленника из Багдада ставить на кон всё — положение, богатство, семью и саму жизнь — ради Христа, Которого они прежде считали лишь пророком? Ответ кроется в личной встрече. Это не была абстрактная философская идея; это была живая, всепоглощающая встреча с Богом, Который есть Любовь. В их историях мы видим не отрицание, а исполнение. Они не просто уходили от чего-то, они шли к Кому-то.

Мы рассмотрим жития двенадцати святых, чей подвиг исповедничества начался в тени полумесяца и завершился в сиянии Креста. Их истории — это мощное свидетельство того, что для Божественной благодати нет непреодолимых преград, а также горькое напоминание о той цене, которую порой приходится платить за право называть себя христианином. Давайте же пройдем этим путем вместе с ними, чтобы укрепиться в собственной вере и научиться ценить тот бесценный дар, который мы порой принимаем как должное.

Преподобный Петр, царевич Ордынский († 1290 г.)

История преподобного Петра — это история выбора между земным и Небесным царством. Он был не просто знатным ордынцем, а принадлежал к роду Чингизидов. Его дядя, хан Берке, был могущественным правителем, внуком самого Чингисхана. Именно Берке сделал ислам государственной религией Золотой Орды. В такой среде молодой царевич, чье имя в Орде, возможно, было Даир, воспитывался в строгом мусульманском благочестии и готовился к роли военачальника и правителя.

Ключевую роль в его обращении сыграл святитель Кирилл Ростовский, один из мудрейших иерархов Русской Церкви того времени. Святитель прибыл в Орду по церковным делам и для защиты своей паствы от чрезмерных поборов. Хан Берке страдал от тяжелой болезни, и никакие шаманские камлания и мусульманские молитвы не помогали. Услышав о святости русского епископа, хан призвал его к себе. По молитвам святителя Кирилла хан получил исцеление. Это чудо произвело огромное впечатление на всю Орду и особенно на юного царевича.

Он стал часто приходить к святителю, ведя с ним долгие беседы. Епископ Кирилл рассказывал ему о сотворении мира, о грехопадении, о Промысле Божием и, главное, о Христе — Царе, Который смирил Себя до рабского зрака, был распят и воскрес, даровав вечную жизнь всем верующим в Него. Для юноши, воспитанного в культе силы, власти и завоеваний, образ кроткого и любящего Бога-Страдальца стал настоящим откровением. Он увидел в христианстве не религию слабых, как ее пытались представить в Орде, а источник подлинной, несокрушимой духовной силы.

Его сердце воспламенилось любовью ко Христу. Он понял, что дальнейшая жизнь в Орде, наполненная насилием, интригами и идолослужением земной власти, для него невозможна. Он попросил у святителя Кирилла разрешения уехать с ним на Русь, чтобы принять Крещение. Епископ, видя его решимость, но понимая смертельную опасность, согласился.

Побег был организован тайно. Царевич, взяв с собой лишь небольшую часть казны и нескольких верных слуг, ночью покинул Сарай-Бату. В Ростове его встретили с любовью. Святитель Кирилл сам стал его крестным отцом, дав ему имя Петр в честь первоверховного апостола.

Вчерашний ордынский аристократ начал новую жизнь. Он вел себя чрезвычайно скромно, сторонился почестей, много молился и помогал бедным. На привезенные из Орды сокровища он выкупил у ростовского князя участок земли на берегу озера Неро и основал там монастырь. Однажды во время рыбной ловли ему явились апостолы Петр и Павел, которые повелели построить в обители церковь в их честь и предсказали, что этот монастырь прославится и станет убежищем для многих душ.

Преподобный Петр до конца своих дней подвизался в основанной им обители, достигнув высокого духовного совершенства. Он мирно скончался в 1290 году и был похоронен в созданном им монастыре. Его житие — это удивительный пример того, как представитель народа-завоевателя через смирение и веру становится духовным отцом для покоренного народа, показав, что во Христе «нет ни эллина, ни иудея, …варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3:11).

Святой мученик Авраамий Болгарский († 1229 г.)

В начале XIII века Волжская Булгария была процветающим торговым государством, важным звеном на пути между Востоком и Западом. Ее столица, город Великий Булгар, была полна купцов со всего света. Авраамий был одним из самых известных и уважаемых жителей этого города. Будучи мусульманином по рождению, он обладал огромным состоянием, но, в отличие от многих богачей, был известен своим милосердием, честностью и состраданием к нищим и больным. Его душа интуитивно жила по евангельским законам, еще не зная их источника.

По торговым делам Авраамий часто бывал в русских городах — Владимире, Ростове, Новгороде. Он вел дела с русскими купцами и невольно сравнивал нравы. Его поражали благочестие христиан, красота православного богослужения, иконы, пение. Он видел, что вера для русских была не просто формальным обрядом, а центром жизни. Он вступал в беседы со священниками, задавал вопросы, и его ищущий ум и доброе сердце постепенно открывались для истины Евангелия.

В одну из таких поездок во Владимир он принял окончательное решение. Он пришел к епископу и попросил крестить его. После долгой подготовки и оглашения он принял Святое Крещение. Это было для него не просто сменой религии, а обретением долгожданного дома.

Вернувшись в Булгар, Авраамий не мог и не хотел скрывать своей радости. Его душа, обретшая Христа, жаждала поделиться этим сокровищем со своими соотечественниками. Он начал открыто проповедовать. Он собирал людей на торговой площади и говорил им о Христе, о Его искупительной жертве, о тщетности земного богатства в сравнении с богатством небесным. Он обличал заблуждения ислама, призывая своих земляков обратиться к истинному Богу.

Такая дерзость не могла остаться безнаказанной. Его соотечественники, еще вчера уважавшие его за богатство и доброту, теперь возненавидели его как предателя и вероотступника. Его схватили и привели на суд к эмиру. Сначала его пытались уговорить. Ему обещали еще большие богатства, почести, прощение, если только он отречется от «веры рабов» и вернется в ислам. «Все богатства мира — прах в сравнении с познанием Господа моего Иисуса Христа», — отвечал святой.

Видя его непреклонность, его подвергли изощренным пыткам. Его истязали на глазах у толпы, надеясь сломить его волю. Но Авраамий, укрепляемый Божественной благодатью, лишь молился за своих мучителей. Наконец, 1 апреля 1229 года ему отсекли голову. Русские купцы, находившиеся в городе, выкупили его многострадальное тело и перевезли во Владимир. Мощи святого мученика были с почестями положены в Княгинином монастыре и вскоре прославились многочисленными чудесами исцелений. Святой Авраамий, купец, променявший земное богатство на небесное, стал одним из самых почитаемых святых Поволжья.

Преподобный Серапион Кожеезерский († 1611 г.)

Жизнь преподобного Серапиона — это удивительный пример того, как Божественный Промысл обращает самое горькое поражение в величайшую духовную победу. Его мирское имя было Турсас, и он был татарином, вероятно, знатного происхождения, жившим в Казанском ханстве. После падения Казани в 1552 году он, как и многие его соотечественники, оказался в плену и был увезен в Москву. Для него это была катастрофа: он потерял родину, свободу, статус. Впереди его ждала участь раба или слуги в чужой земле.

Но именно в этом униженном состоянии его душа оказалась открытой для Бога. Живя в Москве, он наблюдал за жизнью православного народа. Он видел не только величие храмов и пышность обрядов, но и глубокое, искреннее благочестие простых людей, их доброту и веру. Его никто не принуждал к перемене религии. Напротив, он сам почувствовал тягу к Православию, видя в нем источник внутреннего мира и силы, которых ему так не хватало. Он обратился к священникам с просьбой о наставлении в вере и после усердной подготовки принял Святое Крещение с именем Сергий.

Обретя Христа, Сергий почувствовал, что просто быть христианином в миру ему недостаточно. Его душа жаждала полного отречения от всего земного и посвящения себя Богу. Он услышал о суровых северных монастырях, где подвижники вели ангельскую жизнь, и отправился пешком в далекие и дикие каргопольские пределы. Он пришел в Кожеозерский монастырь, затерянный среди лесов и болот, и смиренно попросил принять его в число братии.

Игумен Нифонт, видя его искренность, принял бывшего татарина. Сергий начал свой монашеский путь с самых тяжелых послушаний. Он, возможно, бывший воин или аристократ, безропотно рубил дрова, носил воду, работал на кухне, проявляя удивительное смирение и кротость. Его молитвенное усердие и постнические подвиги изумляли даже опытных монахов.

Спустя годы, когда игумен Нифонт отошел ко Господу, братия монастыря собралась для избрания нового настоятеля. И их выбор единодушно пал на смиренного инока Сергия. Это было неслыханно: чтобы вчерашний пленный татарин стал игуменом русского монастыря! Этот выбор свидетельствует о его высочайшем духовном авторитете и о том, что для братии его национальное происхождение не имело никакого значения перед лицом его очевидной святости. Приняв игуменство, он принял и великую схиму с именем Серапион. Он мудро управлял обителью, был для монахов не строгим начальником, а любящим отцом. Он мирно преставился ко Господу 27 июня 1611 года. Его жизнь — ярчайшее свидетельство того, как человек, потерявший земное отечество, обретает Отечество Небесное, а пленник становится духовным вождем.

Святые мученики Петр и Стефан Казанские († 1552 г.)

История святых мучеников Петра и Стефана — это трагическая и одновременно светлая страница, написанная сразу после покорения Казанского ханства в 1552 году. Их подвиг произошел в атмосфере, когда эйфория от русской победы еще не улеглась, а под пеплом тлели угли глубокой обиды и жажды реванша со стороны проигравших. Петр и Стефан принадлежали к татарской знати, возможно, были воинами, защищавшими Казань. Они видели падение своего города, гибель соотечественников и крушение привычного им мира.

Именно на этих руинах им суждено было обрести нечто несоизмеримо большее. После взятия города многие татары, впечатленные не столько силой русского оружия, сколько благочестием русских воинов, а также проповедью сопровождавших войско священников, стали проявлять интерес к Православию. Для Петра и Стефана это не было оппортунистическим шагом или попыткой приспособиться к новой власти. Это было глубокое духовное прозрение. В вере победителей они увидели не политическую идеологию, а универсальную Истину, которая утешала, а не унижала, и давала надежду на вечную жизнь, превосходящую любые земные поражения и победы.

Они приняли Святое Крещение с искренней радостью и стали одними из первых членов нарождающейся христианской общины Казани. Однако их новая жизнь во Христе оказалась мучительно короткой. Как только основные русские силы покинули город, оставив лишь небольшой гарнизон, языческие и мусульманские лидеры, скрывавшиеся в окрестных лесах, подняли восстание. Их целью было перебить всех русских и тех татар, кто «предал веру отцов».

Петра и Стефана, как видных представителей новокрещеной знати, схватили одними из первых. На них обрушилась вся ненависть вчерашних друзей, соседей и даже родственников. Толпа окружила дом Петра, требуя, чтобы он вышел и публично отрекся от Христа. Ему кричали: «Ты предал нас! Ты поклонился Богу русских! Отрекись, и будешь снова нашим братом, иначе умрешь!». Святой Петр вышел к ним без страха. Он спокойно и твердо ответил, что познал истинного Бога, Творца неба и земли, и никогда не отречется от своего Спасителя. Разъяренная толпа разграбила и разрушила его дом, а самого мученика подвергла жестоким истязаниям на глазах его семьи. Наконец, его, еще живого, привязали к дереву и использовали как мишень для стрел, пока он не испустил дух.

Святой Стефан в это время находился в другой части города. Услышав о мученической кончине своего друга и духовного брата, он не испугался и не стал скрываться. Напротив, он исполнился решимости последовать за ним. Вскоре толпа пришла и за ним. Ему задали тот же вопрос и предложили тот же выбор: отречение и жизнь или верность Христу и смерть. Стефан громко исповедал имя Иисуса Христа и обличил безумие и жестокость своих мучителей. Его выволокли на улицу и забили камнями и палками до смерти. Их тела были брошены на съедение псам, но христиане тайно собрали их останки. Мученическая кончина Петра и Стефана произошла 24 марта 1552 года. Их кровь стала тем святым семенем, которым была освящена Казанская земля для будущего произрастания обильных плодов Православия.


Святой мученик Або Тбилисский († 786 г.)

Жизнь святого Або, чье арабское имя было Ибрагим, началась в Багдаде, столице могущественного Аббасидского халифата. Он происходил из знатной арабской семьи и получил прекрасное по тем временам образование, глубоко изучив Коран и мусульманское богословие. С юных лет он прославился как искусный парфюмер, умевший составлять изысканные благовония, ценившиеся при дворе халифа. Его ждала блестящая карьера, почет и богатство. Но Промысл Божий судил ему найти не аромат тленных земных цветов, а благоухание святости.

Судьбоносный поворот в его жизни произошел, когда в Багдад в качестве заложника был доставлен эрисмтавар (правитель) Картли по имени Нерсе. Попав в его свиту, Або близко сошелся с грузинскими христианами. Его поразило то, что он увидел: люди, лишенные власти, родины и свободы, не впали в отчаяние. Напротив, их лица светились внутренним миром, они находили утешение в совместной молитве, поддерживали друг друга и с удивительным достоинством переносили свое заключение. Это было не похоже на фаталистическую покорность, предписываемую исламом. В их глазах горел огонь надежды.

Або начал расспрашивать их о вере. Он вел долгие беседы со священниками, находившимися при Нерсе. С присущей ему интеллектуальной честностью он сравнивал догматы ислама с учением христианства. Особенно его поразила концепция Боговоплощения — учение о том, что Всемогущий Бог из безмерной любви к Своему творению Сам стал человеком, чтобы спасти его. Эта идея любви, жертвы и личных отношений с Богом разительно отличалась от строгой и дистанцированной концепции Аллаха в исламе.

Когда через три года Нерсе получил свободу и вернулся в Грузию, Або, уже плененный Христом, но еще не крещеный, оставил в Багдаде всё — семью, положение, имущество — и последовал за ним в Тбилиси. Здесь, на земле святой Нины, он с головой погрузился в изучение христианства. Он выучил грузинский язык, чтобы читать Священное Писание в оригинале. Евангелие стало его настольной книгой. Чем больше он читал, тем яснее понимал, что нашел ту жемчужину, ради которой стоит продать всё свое имение.

Некоторое время он откладывал Крещение, опасаясь не столько за себя, сколько за князя Нерсе, которого могли обвинить в совращении мусульманина. Но когда Нерсе пришлось снова бежать от гнева халифа, на этот раз в Хазарию, Або последовал за ним и там, наконец, принял Святое Крещение. Его сердце ликовало. Но вскоре он почувствовал непреодолимое желание вернуться в Тбилиси, чтобы открыто исповедать свою веру там, где это было смертельно опасно. Друзья отговаривали его, но он был непреклонен: «Я готов не только на страдания, но и на смерть за имя Господа моего Иисуса Христа».

Вернувшись в Тбилиси, он ходил по улицам, открыто проповедуя Евангелие арабам и персам. Его арестовали. На суде эмир с удивлением смотрел на этого знатного, образованного юношу, добровольно выбравшего путь страданий. «Неужели ты променял светлую веру Мухаммеда на мрак заблуждения?» — спросил он. Або спокойно и твердо ответил, изложив основы христианской веры и обличив заблуждения ислама. Его ответ был настолько убедительным, что судьи не нашли, что возразить, кроме угроз.

Его бросили в темницу, где он провел несколько месяцев. Там он стал духовным отцом для заключенных христиан, утешая их и укрепляя в вере. В день своей казни, 6 января 786 года, он сам разбудил тюремщиков, причастился Святых Таин и с радостью пошел на смерть, как на брачный пир. Его обезглавили, а тело сожгли, чтобы христиане не смогли почитать его мощи. Но его подвиг стал вечным духовным достоянием Грузинской Церкви.

Святой мученик Ахмед Каллиграф († 1682 г.)

В XVII веке Османская империя находилась на пике своего могущества. Стамбул был столицей мира, а двор султана — средоточием роскоши и власти. Ахмед занимал в этой системе весьма видное место. Он был «дефтердаром», высокопоставленным финансовым чиновником, и непревзойденным каллиграфом, чье искусство ценилось самим султаном. Он был глубоко образованным человеком, знатоком Корана, поэзии и философии, и при этом — правоверным суннитом.

Его житие не сообщает нам о долгих годах духовных поисков. Его обращение было подобно молнии, мгновенному и всецело чудесному озарению. Источником этого чуда стала его тайная жена или наложница-гречанка, благочестивая христианка. Ахмед не препятствовал ее вере и, более того, проявлял к ней интерес. Когда она шла на большие праздники во Вселенскую Патриархию, он давал ей большую свечу из чистого воска и просил поставить ее в храме, говоря: «Пусть и от меня будет дар вашему Богу».

В один из дней, на праздник Великой Пасхи, когда Патриарх совершал Божественную литургию, Ахмед, оставшийся дома, был удостоен видения. Он отчетливо увидел, как купол Патриаршего собора разверзся, и с неба на голову Патриарха, а затем и на всех молящихся христиан, стали спускаться сияющие лучи света, подобные жемчугу. Эти лучи венчали головы христиан, словно короны. Пораженный, Ахмед стал всматриваться, ища, есть ли такой свет на головах многочисленных турок, пришедших в храм поглазеть на церемонию. Но их головы оставались во тьме.

Видение исчезло, но оставило в душе Ахмеда неизгладимый след. Он понял, что стал свидетелем сошествия Божественной благодати, и она пребывает только там, где истинно почитают Бога. Его мудрый и аналитический ум, привыкший к логике и доказательствам, получил самое веское из них — сверхъестественное. Он немедленно призвал к себе священника из Патриархии, и тот, видя его искренность и понимая смертельный риск, тайно совершил над ним таинство Крещения.

Жизнь Ахмеда кардинально изменилась. Он распустил свой гарем, оставив только крещеную жену, с которой стал жить в христианском браке. Он начал тайно поститься, молиться и изучать Священное Писание. Внешне он оставался османским вельможей, но внутренне он был уже воином Христовым.

Развязка наступила на одном из государственных советов. Когда речь зашла о превосходстве ислама, Ахмед, вместо ожидаемых похвал, встал и громко произнес: «Вера христианская есть истинная вера. Я сам христианин. Примите и вы Христа, ибо в Нем одном спасение». Эти слова были подобны грому среди ясного неба. Его тут же объявили безумцем, схватили и бросили в самую страшную тюрьму Стамбула.

Великий визирь, лично знавший и ценивший Ахмеда, пришел к нему в темницу и пытался убедить его одуматься, предлагая списать все на временное помутнение рассудка. «Отрекись, и ты вернешь себе все: почет, богатство, жизнь», — говорил он. Но Ахмед с улыбкой отвечал, что нашел несравненно большее сокровище — Христа, и ни за что не променяет его на тленные блага. После жесточайших пыток, которые он переносил с молитвой на устах, 3 мая 1682 года святой мученик был обезглавлен. Его подвиг показал, что свет Христов может воссиять даже в самом сердце враждебного мира.

Святой мученик Константин Агарянин († 1819 г.)

Подвиг святого Константина — это гимн благодарности Богу за дарованное чудо. Он родился в конце XVIII века на острове Лесбос в простой мусульманской семье. В детстве и юности он ничем не отличался от своих сверстников, воспитывался в правилах ислама и не имел никакого представления о христианстве. Но Господь посетил его через тяжелое испытание. Он заболел оспой, которая в те времена была практически смертным приговором. Болезнь протекала в тяжелой форме, тело его было покрыто гноящимися язвами, и лучшие лекари острова признали свое бессилие.

Когда родители уже потеряли всякую надежду, их соседка-христианка, видя их горе, с состраданием посоветовала: «Отнесите его на наш святой источник у храма Живоносной Источницы. Многие получают там исцеление по вере». Находясь на грани отчаяния, родители, отбросив религиозные предрассудки, согласились. Они принесли своего умирающего сына к православному храму и омыли его в святой воде. И совершилось явное чудо: в тот же день жар спал, язвы стали заживать, и через короткое время юноша полностью выздоровел, на его теле не осталось даже шрамов.

Это событие перевернуло его сознание. Он был исцелен не мусульманским талисманом, не молитвой муллы, а благодатью, действующей в православной святыне. Он понял, что Бог, Которому служат христиане, — это живой, любящий и всемогущий Бог. С этого момента его сердце принадлежало Христу.

Повзрослев, он переехал в Смирну (современный Измир), крупный торговый город с большим христианским населением. Здесь он стал усердно искать путь к Церкви. Он познакомился с православными, начал посещать богослужения, но долго не решался креститься, понимая, что по законам Османской империи вероотступничество карается смертью. Желание стать христианином боролось в нем со страхом. Наконец, он услышал о Святой Горе Афон, неприступной монашеской республике, где можно было найти духовное убежище.

Он тайно отправился на Афон и в одном из скитов открыл свою душу старцу. Опытный духовник, испытав его решимость, подготовил его к великому таинству. Константин был крещен, а затем, желая полностью посвятить себя Богу, Который спас его, принял и монашеский постриг. Годы, проведенные на Афоне, были для него временем духовного возрастания. Но его душа томилась. Он чувствовал, что его благодарность Богу за исцеление не может быть полной, пока он скрывается в безопасности. В нем созрело пламенное желание — публично исповедать Христа там, где он родился мусульманином, и своей кровью засвидетельствовать истинность полученного им дара.

Получив со слезами благословение своего старца, он сел на корабль и отправился в Стамбул, сердце империи. Там он прямо пришел в султанский дворец, предстал перед высшими сановниками и смело объявил: «Я родился мусульманином, но познал Истину в Иисусе Христе. Теперь я православный христианин и монах, и ваша вера — это заблуждение». Его слова были неслыханной дерзостью. Его немедленно схватили, бросили в тюрьму и подвергли жестоким пыткам, надеясь, что он сломается. Но Константин, чье тело однажды было исцелено Богом, теперь черпал в Нем силы для перенесения мук. С молитвой и радостью он претерпел все истязания и был приговорен к повешению. 5 июня 1819 года в Родосто святой Константин отдал свою душу Богу, явив миру величайший пример верности и благодарности.

Святой Агафангел Есфигменский († 1819 г.)

Святой Агафангел был турком из города Энос. В юности он вел распутную жизнь, но, пообщавшись с христианами, был поражен чистотой их веры. Он тайно принял Крещение, но страх мешал ему жить как христианин. Мучимый совестью, он, как и Дамаскин, бежал на Афон, в монастырь Эсфигмен. Там он стал образцовым монахом, но его душа также жаждала искупить свое прошлое и малодушие. Он решил последовать примеру многих новомучеников.

Его духовник, видя его непреклонную решимость, благословил его. Агафангел отправился в тот самый город, где вел греховную жизнь, оделся в турецкую одежду, пришел на площадь и начал громко проповедовать Евангелие, обличая ислам. Его схватили, подвергли жесточайшим пыткам, но он лишь радостно исповедовал Христа. 19 апреля 1819 года в Смирне он был обезглавлен.

Подвиг Дамаскина и Агафангела — это вершина аскетического делания. Для них мученичество стало последним и высшим актом покаяния, способом не только спасти свою душу, но и принести духовную пользу другим, укрепив колеблющихся христиан и показав мусульманам пример несокрушимой веры.


Рассмотрев эти удивительные и многогранные жития, можно выделить несколько общих черт, которые объединяют столь разных людей, живших в разные эпохи и в разных странах.

Личная встреча с Благодатью. Практически в каждом случае обращение не было результатом лишь интеллектуальных изысканий. Это была встреча с живым проявлением Божественной силы: чудо исцеления (Константин Агарянин), видение небесного света (Ахмед Каллиграф), общение с носителем святости (Петр Ордынский и Пахомий Нерехтский), созерцание красоты и силы православной веры (Авраамий Болгарский и Серапион Кожеозерский). Благодать Божия сама касалась их сердец и звала их к Себе.

Преодоление страха. Все они прекрасно понимали, что их ждет. Смерть была наиболее вероятным исходом. Но любовь ко Христу, открывшемуся им, оказалась сильнее страха смерти. Их подвиг — это исполнение слов Спасителя: «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8:35). Они теряли временную жизнь, чтобы обрести вечную.

Апостольская ревность. Поразительно, что многие из них, обретя Христа, не могли молчать. Они не пытались вести тайную христианскую жизнь, но выходили на открытую проповедь, как Авраамий Болгарский, или шли на добровольное исповедничество, как афонские новомученики. Обретенное сокровище было так велико, что они не могли не делиться им с другими, даже ценой собственной жизни.

Их подвиг имеет огромное богословское значение. Эти святые, вышедшие из исламской среды, являются живым доказательством того, что двери Церкви открыты для всех. Они — мост между двумя мирами, свидетели того, что даже в самых строгих и закрытых условиях человеческая душа томится по Истине и способна откликнуться на призыв своего Создателя.

Они задают нам, православным христианам, неудобные вопросы. Готовы ли мы пожертвовать хотя бы малым ради Христа? Ценим ли мы тот дар веры, который достался нам без гонений и пыток? Способны ли мы так же пламенно любить своего Спасителя, как любили Его они?

Истории святых мучеников и преподобных, обратившихся из ислама, — это не просто страницы церковной истории. Это вечно живой источник вдохновения. Они учат нас мужеству в исповедании веры, верности Христу до конца и пониманию того, что нет ничего дороже в этом мире, чем быть с Богом. Их пример укрепляет, ободряет и призывает нас пересмотреть свою собственную духовную жизнь.

Пусть же их молитвами Господь укрепит нас в православной вере, дарует нам хотя бы частицу их ревности и мужества, чтобы и мы, пройдя свой земной путь, удостоились вместе с ними воспевать в Царствии Небесном Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.