Успение Пресвятой Богородицы — иерей Даниил Сысоев

Поздравляю вас всех с великим праздником — с Успением Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. С тем праздником, который на Руси всегда называли Богородичной Пасхой. И это не случайно, это действительно удивительный праздник, праздник радости о смерти. Праздник, когда смерть переплавляется и превращается в сон.

Прекрасный сон, как мы сейчас слышали в этих надгробных удивительных тропарях Иерусалимского происхождения, где сказано, что ты, Богородица, заснула на земле плотью, а проснулась ты на небесах с телом. То есть ты заснула, как заснувший человек, а когда ты очнулась, оказалось, что ты находишься уже на Небесах, но не только душою, но ты забрала с собой и то тело, которое породило по плоти Христа Бога нашего. Действительно, праздник Успения — это праздник и нашего преображения. Преображения нашей смерти в переход в бесконечную жизнь всего человека: не только его духа, не только его разума, не только его сознания, но даже и этого его тела. Переход в вечную жизнь.

Праздник Успения является для нас подтверждением того, что дело Иисуса Христа не прошло даром. Господь действительно победил смерть. Он действительно преодолел смерть, дав нашим телам — вот этим телам, в которых мы сейчас находимся — вечную жизнь. Успение подтверждает, что мы с вами будем восстановлены в этих телах и вечно будем жить в небесных чертогах вот именно с этими телами, наслаждаясь созерцанием Бога. И вот, как мы сейчас слышали прекрасные слова эти, мы будем носиться вокруг трона Бога, как Богоматерь Мария. Она, как ласточка, летает вокруг престола Божия, забыв гнездо, которое она покинула на земле. Потому что её охватила эта удивительная, уязвляющая её любовь — любовь к Богу, которую она пронесла сквозь всю свою жизнь и которая преобразила всю её.

Был один древний философ, Гераклит, он говорил, что в смерти нас ожидает то, чего никто из нас не знает и чего никто из нас не ожидает. И потому-то люди и боятся обычно смерти. Люди обычно стараются о ней не думать, стараются вытеснять из сознания всякое воспоминание о смерти. Наверное, замечали, да, как современные люди? У нас даже сейчас по улицам умерших не носят, замечали? Если раньше обычно в деревнях как? Покойника проносили сквозь всю деревню, если он уважаемый человек был, вносили в храм Божий, вся деревня с ним прощалась, потом все уходили, торжественно провожали на кладбище. То сейчас нет, сейчас нужен автобус, автобус с занавесочками, чтобы никто ничего не заметил. Чтобы человек не замечал этой смерти, как будто бы её таким образом можно избежать.

Но Церковь говорит не об этом. Она говорит, что на самом деле есть смерть, а есть Успение. Есть смерть — уход в неизвестность человека, который не приучил себя к будущей жизни, который не жил жизнью духовной, который жил жизнью плотской и потому привязан весь к плотским условиям жизни. И его смерть действительно страшна. Как мы поём с вами на каждой литургии: «смерть грешников люта». Вот смерть грешников люта, почему? Потому что действительно, привязанный множеством привязей к земле грешник с очень большим трудом и болью отрезается смертью от этой земли. Не случайно, вы знаете, да, как изображается смерть? С косой. С косой, с серпом, с молотками и так далее. Почему? Потому что смертью нужно отрезать человека от этой земли, он приклеен. Он, знаете ли, подобен мухе, залипшей в паутине. Так и человек плотской — он прилип к этой жизни и не может вырваться вон. И сама мысль о смерти для него страшна, потому что он знает, что его будут вырывать туда, где он ничего не знает, где у него нет никаких знакомых, где у него нет никаких связей, где у него нет ничего. И ему туда приходится идти. Естественно, можно понять такого человека, почему он не хочет думать о смерти. Потому он и старается все силы использовать для того, чтобы как можно дольше этот мир не покидать.

Но есть и другая смерть. Есть Успение. И прекраснейшим примером успения является Успение Пречистой Девы. Ведь на самом деле, что нового узнала Мария, выйдя из тела? Ничего. Она знала лично Бога. Она по плоти родила Сына Божия. Она знала ангелов Божиих, начиная с самого раннего детства, когда с трёх лет её ангелы Божии воспитывали во Святая Святых Иерусалимского храма, когда её кормили той самой райской пищей, которой она должна будет наслаждаться в раю. Она знала своего ангела-хранителя, который принёс ей прекраснейшую весть о рождении от неё по плоти Христа Бога нашего, архангела Гавриила, и который вновь приносит ей величайшую радостную весть с прекраснейшей райской лилией. Недаром у нас украшается лилиями образ Богоматери всегда. Это знак той радостной лилии, которую принёс ей ангел в знак того, что ей наступило время покинуть землю смерти, долину плача, как она называется в Библии, для того чтобы найти гору радости, чтобы найти гору Бога, где вечно царит веселье и ликование.

И она знала это, она знала и тёмных князей, молила Бога перед смертью освободить её от мытарств. И она знала и безмерную силу Бога, она стремилась к нему всей душою своею. Вот, по-мирски мы бы сказали так: она умерла достаточно ещё не старой. Ей ещё и семидесяти лет-то не было, на самом деле, когда она ушла. Но Богоматерь, она молилась о приближении этого дня. Она молилась, чтобы Господь забрал её к Себе, потому что на земле у неё, кроме христиан, ничего ценного не было. Она не была привязана ни к одежде, она не была привязана ни к каким земным благам: ни к домам, ни к квартирам, ни к колесницам, ни к каким-то земным пристрастиям. Она не заботилась о том, чтобы потом для семьи, для родных дома были, как у нас сейчас часто говорят, да, «я должен об этом позаботиться». Нет, она заботилась, чтобы все христиане были озарены светом Бога высочайшего. Она учила их любви и смиренномудрию, духовной красоте, и целомудрию, и чистоте. Но при этом, заботясь о христианах, она всё же больше стремилась к Небесам.

Многие люди говорят, что надо сначала любить ближних, а потом полюбить Бога. Богоматерь сначала любила Бога, и в Нём она любила ближних такой любовью, которая несравнима ни с чем из той любви, которая была на земле. Ведь действительно, каждый из нас, я думаю, экспериментально знает, какова великая любовь Богоматери до сих пор. Я думаю, каждого Богоматерь утешала из нас. Каждому она помогала. Недаром мы её называем Матушкой нашей, которая действительно помогает и защищает нас. А почему? Потому что она любила Бога больше всего. И любит Его доныне. И эта любовь её окрылила и сделала её смерть величайшим торжеством.

Потому что люди, многие люди боятся, что их встретят тёмные владыки после смерти. Но ещё при жизни к ней явился сам Сын её возлюбленный, Господь Иисус Христос. Он сходит вновь к ней и собирает к ней по её просьбе всех апостолов, чтобы в день Успения явился как бы малый прообраз будущего всеобщего собрания всех христиан в день Второго Пришествия. Сам Господь во плоти вместе со всеми старейшими ангельскими силами сходит с небес, с херувимами и серафимами, с пламенными духами, которые трепещут пред лицом Божиим. Он сходит с небес, и со всех концов земли на облаках небесных слетаются святые апостолы, чтобы, если угодно, в день исчезновения из этого мира, покидания этого мира Богоматерью, в этот день почувствовать ту радость, которая их ожидает в самом конце, когда все христиане, верные Христу, будут также на облаках небесных собраны ангелами Божиими навстречу Иисусу грядущему во славе судить живых и мёртвых. И они собираются с плачем и с радостью. С плачем, ибо они на земле лишаются, расстаются на некоторое время с Богоматерью. С плачем, потому что им ещё надлежит в этой области тьмы нести свет Евангелия, освобождать порабощённых дьяволом людей, сражаться. А Богоматерь, они видят, уже достигает триумфа. И с радостью, потому что они видят, что Мария достигла своей цели, они видят, что Мария победила смерть, и она восходит к Победителю смерти. Они с радостью воспевают ей гимны, удивительные гимны радости, которые несравнимы ни с чем. Святитель Дионисий Ареопагит говорит: «И какие бы уста могли бы воспроизвести те богословские гимны, которые воспели тогда святые апостолы».

Апостолы собираются вокруг Богоматери и богословствуют. Многие у нас люди не понимают, как правильно богословствовать. Думают, что богословие — это рассказ о каких-то сухих догмах. Но помните, что такое догма, которую исповедует Православная Церковь? Это точнейшее описание небесной реальности. Представляете? Может ли быть такая догма сухой? Рай — сухая реальность, как вы думаете? Или интересная? А Тот, кто озаряет рай своим светом, разве это сухая реальность? Реальность животворящего Бога, безмерной силы, которая царит за пределами времени. Разве песнь о Нём не есть самая потрясающая песнь? И вот Богоматерь с земли провожает земная Церковь песнью о её Любимом. Представляете, даже не о ней говорят. Говорят о том, Кого она любит. Говорят об Отце, о Сыне Его и о Господе Святом Духе, о Троице единосущной и нераздельной, которую любила Богоматерь. И с этой любовью, с этими словами славы Троице Богоматерь покидает мир. Душа её, как новорожденный младенец, рождается в вечность. А тело её, окружаемое ангелами, погребается в семейной усыпальнице в Гефсимании, которая до сих пор хранит некое сияние этой Божественной славы.

Мне Бог дал неоднократно бывать в той самой священной гробнице у Богоматери в Гефсимании, где действительно вот этот невидимый свет как бы постоянно светится над этой удивительной гробницей, наполняя всякого входящего в это святое место неземным, удивительным покоем, который, я думаю, и сейчас каждый из нас отчасти хотя бы ощутил, когда мы пели эти исходные песни Богоматери. А затем, затем происходит нечто удивительное. Смерть Господа Животворящая породила жизнь, и смерть Матери Его не смогла удержать и Богоматерь. Мы знаем, что на третий день хранитель нашего храма, святой Фома, был доставлен ангелами из Индии. Как обычно, с опозданием. Как и в прошлый раз он опоздал и не присутствовал при явлении воскресшего Господа, так и сейчас он опять опоздал. И он опять со скорбью говорит: «Почему мне всегда так не везёт? Почему я всё время опаздываю?» Хотя бы сейчас дайте поклониться мне телу Богоматери, которую я любил так же, как и вы. И когда он приходит к Гефсиманской гробнице, он опять убеждается, что он не случайно опоздал, а промыслительно. Он видит, что гробница пуста, и то живоносное тело, которое породило бессмертную жизнь, оно было похищено из этого мира, из кругов времени, оно было похищено, чтобы Мария стала первой обо́женной. Чтобы она стала первой, достигшей полноты славы после Сына своего Иисуса Христа. Процесс воскресения мёртвых продолжился.

Если мы знаем первенца из умерших — это Иисус, Сын Божий, Христос, воскресший во плоти, — то Матерь Его, она вторая из воскресших так, чтобы больше никогда не умирать. Она воскресла во плоти, чтобы теперь уже царствовать вместе с Сыном своим и Богом и восседать на престоле Бога Отца, как и обещал сам Господь: «Побеждающий получит всё и сядет со Мною на престоле Моём, как и Я победил и воссел на престоле Отца». И Фома убеждён был в истинности воскресения тогда, когда он плакал, что не удостоился встречи с Богоматерью. Богоматерь сама явилась ему в Гефсиманском саду, немного выше того места, где плакал Господь перед смертью, в том месте, где сейчас находится храм Марии Магдалины, принадлежащий Русской Церкви. И там она бросила ему прямо на камень пояс, который отпечатался на этом камне. Любой желающий может приложиться к этому месту. И она дала ему весть, что она воскрешена Богом, чтобы царствовать и побеждать смерть.

И вот сегодня, в день торжества Богоматери, в день её коронации, в день её воцарения, давайте посмотрим, а мы какую смерть себе хотим? Смерть ли или Успение? Если мы хотим успение, если мы хотим покинуть круги этого мира, чтобы найти за пределами мира живое Царство Бога, если мы хотим себе свить гнездо у подножия великого трона Бога Отца, мы должны настраивать свои сердца так же, как настраивала Богоматерь: настраивать его целомудрием и чистотою, настраивать его любовью и милосердием, настраивать его кротостью и незлобием, как настраивала Богоматерь. И тогда и для нас смерть не станет чем-то страшным и ужасным, а это будет днём радости, днём торжества и веселия, днём шума голосов празднующих, как говорит об этом Давид. Да будет днём трубного звука, когда ангелы Божии подхватят нашу душу и принесут её туда, где мы увидим Богоматерь Пречистую, где мы увидим Сына её, где мы увидим Отца через Сына в Святом Духе, и где мы будем вечно жить до того времени, пока и наше тело тоже не поучаствует в этой славе, когда и тело наше будет похищено из кругов этого мира, чтобы мы во плоти жили вечно пред лицом Святой Троицы.

Давайте к этому стремиться и просить Богоматерь, которая, как говорится в церковном предании, всё-таки редко бывает на небесах, которая слишком часто бывает на земле. Чтобы Богоматерь в своих молитвах, в которых она никогда не засыпает, не ослабевает, умолила Пречистого Сына своего, Господа нашего, чтобы мы с вами не умирали, а чтобы мы заснули таким сном, чтобы, очнувшись, оказаться в тех краях, откуда сбежала болезнь, печаль и воздыхание, чтобы нас настигла вечная жизнь и радость. Пусть Господь даст нам это молитвами Богоматери. Храни вас Господь.