Миф: «Сталин был тайным верующим и возродил Церковь»

В последние годы в интернете и даже в некоторых книгах всплывает идея, что Иосиф Сталин, который стоял во главе безбожной и богоборческой верхушки СССР, на самом деле был тайным христианином. И якобы именно благодаря его тайной церковности Русская Православная Церковь смогла пережить гонения и войну. Звучит, безусловно, вдохновляюще, особенно для тех, кто видит в Сталине великого государственного благодетеля. Но давайте разберемся, откуда взялся этот миф и почему он не выдерживает проверки фактами.

Сначала о юности Сталина. Родился он в Грузии, в бедной семье, и мать его, Екатерина, была глубоко верующей женщиной. Она мечтала, чтобы сын стал священником, и даже отправила его в Тифлисскую духовную семинарию. Там Иосиф учился неплохо и даже пел в церковном хоре. Но вот что интересно: именно в семинарии Сталин начал сомневаться в вере. Под влиянием Маркса и Дарвина он отверг религию, увидев в ней «опиум для народа». К 1899 году его исключили из семинарии за революционную деятельность. С тех пор Сталин стал убежденным атеистом – это подтверждают его собственные письма. Никаких «тайных верований» здесь не прослеживается; напротив, он открыто считал Церковь инструментом угнетения и порабощения «народных масс».

Теперь перейдем к советскому периоду. После революции 1917 года большевики, включая Сталина, взялись за «ликвидацию религиозного мракобесия». Именно в период, когда Сталин сосредоточил в своих руках всю полноту власти, репрессии против Церкви достигли своего пика.

По всей стране массово закрывали, оскверняли и взрывали храмы. Священнослужителей арестовывали, ссылали в лагеря и расстреливали. Статистика красноречиво свидетельствует о масштабах трагедии: если в 1917 году в Российской империи насчитывалось около 60 тысяч православных храмов, то к 1939 году на всей территории СССР действующих храмов осталось около сотни. Не менее катастрофическая ситуация сложилась с духовенством: на свободе осталось всего 4 епископа, которых в любой момент могли арестовать, тем самым полностью обезглавив Русскую Православную Церковь.

Сталин лично курировал эту кампанию, видя в религии угрозу коммунистической идеологии. Это подтверждают архивные шифртелеграммы чекистов, которые Сталин заверял личной подписью, одобряя расстрел «церковно-сектантских организаций». Подобные «перегибы на местах» санкционировал непосредственно он сам.

Есть и другие документальные, исторические подтверждения. Например, сохранилась беседа Сталина с американской рабочей делегацией в 1927 году, где Сталин прямым текстом жалеет, что не вполне ликвидировал «реакционное духовенство». Главный рупор антирелигиозной пропаганды — «союз воинствующих безбожников» — также контролировался Сталиным, что подтверждают переписки с его главой — Ярославским.

Если Сталин был «тайным верующим», то почему он позволил уничтожить практически всю церковную иерархию и устроил разгул антирелигиозной пропаганды? Мягко говоря, совсем не похоже на заботу о Церкви.

А теперь о ключевом аргументе сторонников мифа о «верующем» Сталине – «возрождении» Церкви в 1943 году. Да, во время войны Сталин действительно смягчил прежний курс. 4 сентября Сталин провёл в Кремле встречу с местоблюстителем патриаршего престола митрополитом Сергием (Страгородским), а также митрополитами Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем). По итогам этой встречи было дано разрешение на избрание Патриарха, открытие храмов и духовных учебных заведений. Многие видят в этом акт милосердия или даже покаяния со стороны Сталина.

Но давайте не спешить с выводами. Эта встреча произошла явно не от внезапного «прозрения» и чувства вины перед Церковью. Война с Германией шла тяжело, нацисты на оккупированных территориях разрешили открывать церкви, чтобы склонить население на свою сторону. Сталину нужно было сплотить народ против нацистов, особенно на малороссийских землях, где Церковь имела сильное влияние. К тому же, союзники – США и Великобритания – давили на него, чтобы он смягчил антирелигиозную политику.

И Сталин просто решил на время использовать Церковь в политических целях. Это не покаяние, а лукавый и расчетливый прагматизм. И это очевидно, поскольку после войны репрессии вернулись вновь – хоть и не такие жестокие, как в 1930-е, но аресты и закрытия храмов продолжались вплоть до смерти Сталина в 1953 году. Так что внезапное смягчение сталинской антицерковной политики объясняется достаточно просто.

Существуют также легенды, которые подпитывают миф о религиозности Сталина. Например, история о том, как Сталин якобы встречался с блаженной Матроной Московской, и она благословила его на победу. Или что он тайно молился в церкви во время блокады Москвы. Звучит трогательно, но никаких документальных подтверждений нет. Архивы НКВД и партийные документы показывают обратное: Сталин оставался материалистом до конца. Его дочь Светлана вспоминала, что отец никогда не говорил о Боге, и даже в последние годы жизни высмеивал верующих. Если он был «тайным христианином», то почему не оставил никаких намеков в завещании или личных записях?

Все это похоже на попытку сочинить мифологию, чтобы «примирить» Сталина с Православием и оправдать набирающий обороты неосталинизм. Если копнуть глубже, становится ясно: его политика была антирелигиозной от начала до конца, с краткой паузой на войну.

История учит нас смотреть на факты, а не на легенды. Если Сталин и «возродил» что-то, то только для своих целей – и цена этому была слишком высокой для миллионов верующих, пострадавших от его режима.

Аналитический портал «Православный Взгляд»