• Главная »
  • Аналитика »
  • Является ли территориальная целостность Украины — религиозной ценностью? О заявлении митрополита Онуфрия.

Является ли территориальная целостность Украины — религиозной ценностью? О заявлении митрополита Онуфрия.

2014_07_09_1b_UCCRO_council_church_religion_Kyiv_Ukraine_irs_in_ua

На очередном заседании Всеукраинского совета церквей и религиозных организаций под председательством местоблюстителя Киевской митрополичьей кафедры митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия было сделано обращение от имени митрополита Онуфрия всем, «кто незаконно держит в руках оружие, сложить его и прекратить кровопролитие». Также в обращении было сказано, «что территориальная целостность Украины, независимость которой дарована нам Богом, является ценностью для нашего народа, а потому допустить ее разделения мы не имеем права, потому что это грех перед Богом и будущими поколениями нашего народа». Многие СМИ назвали это обращение призывом к ополченцам на Донбассе сложить оружие. «Православный Взгляд» обратился к экспертам с просьбой объяснить, как относиться к этому заявлению Всеукраинского совета церквей и религиозных организаций и является ли целостность Украины ценностью в очах Бога?

7-20-bigПротоиерей Андрей Новиков

настоятель храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах, бывший секретарь Одесской епархии

В заявлении Всеукраинского совета церквей, насколько я помню, было сказано, что оружие должны сложить все незаконные вооружённые формирования, и, в первую очередь, это заявление может относиться к Национальной гвардии и частным батальонам Коломойского. Митрополит Онуфрий вынужден был подписать это заявление как заложник, потому что в случае его не подписания, под угрозой были бы жизни православных священников и мирян, а также захват православных храмов. У ряда иерархов УПЦ МП свое видение того, как сохранить целостность Церкви, не дать пришедшим к власти фашистам разрушить церковное единство и уничтожить Московский Патриархат на Украине, поэтому они руководствуются не злостью по отношению к России или Русской Церкви, а стремлением ее спасти. С тактической точки зрения они, по моему убеждению, поступают ошибочно, но их намерения благие.
Ни в Библии, ни в соборных решениях Православной Церкви, ни у Святых Отцов ничего не говорится об особой, Богом данной, ценности целостности государства, тем более, Украины. В православном понимании целостность краина в очах Бога не более ценна, чем целостность, например, Папуа — Новой Гвинеи. Все Святые Отцы, высказывавшиеся по данной теме, утверждают, что Украина может существовать только как часть Русского мира, и только в единстве с Россией заключается ее ценность и миссия. Но в случае отказа от Богом заповеданного и предначертанного Отцами Церкви единства Русского Православия, русской православной государственности и русской идеи, так называемая «украинскость» становится даже вредной для вселенской миссии Православия. Говорить о какой-то особой ценности и миссии украинской государственности может только человек, который, очевидно, претендует на какое-то особое откровение от Бога. В наличии и полинности же такого откровения лично я сильно сомневаюсь.

U_3dFREgds-e1402343432490Иерей Валентин Цикулаев

миссионер, общественный деятель

Понимая, что Россия официально не помогает ополченцам, а без этой помощи ополченцам  не справиться с армией Украины, митрополит Онуфрий проводит миротворческую линию, чтобы пролилось как можно меньше крови. Я думаю, он сделал это заявление, чтобы сохранить каноническую Церковь на Украине. Если Украина потеряет Донбасс, на Украине не останется верных чад канонической церкви, и православные попадут под влияние неканонической автокефалии. Я надеюсь, что митрополит Онуфрий, делая подобные заявления, поступает из благих побуждений. Изречение митрополита Онуфрия про «божественную целостность Украины» было сделано исключительно в дипломатических целях, чтобы угодить киевским властям, чтобы они не сильно давили на Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата. Но на самом деле это учение не имеет ничего общего со святоотеческим учением и учением Церкви. Этническая принадлежность не является христианской ценностью, потому что Бог выше национальности и цвета кожи.

23057.p

Иерей Димитрий Ненароков

помощник атамана Центрального казачьего войска

Митрополит Онуфрий с самого начала молчаливо, а потом открыто стал поддерживать новую власть. Сначала я думал, что за этим молчанием скрывается желание пастыря спасти церковь от разграбления и уничтожения, но, после того как он продолжил благословлять фашистов и преследовать священников, которые встали против хунты, я понял, что не все так просто.

Заявления о целостности Украины не больше, чем демагогия, потому что поляки называли Украиной задворки своих владений. В составе Российской империи земли правобережной Украины назывались Малороссией, а земли левобережной Украины — Новороссией. Славяне вышли из киевской купели, и об этом неоднократно говорит Патриарх Кирилл. Некорректно говорить о «божественном единстве Украины», когда на юго-востоке страны убивают мирных людей только за то, что они хотят быть русскими. Весь юго-восток не согласен с политикой хунты, получается, целый народ ошибается? Нет! Об этом надо кричать на весь мир, но сверхосторожная и молчаливая позиция Украинской Церкви граничит с предательством самого  Бога. Бог предается молчанием, когда вещи не называют своими именами: нацизм — нацизмом, фашизм — фашизмом. Это предательство Бога! Фашисты — это язычники и сатанисты, я уже не говорю о том, что сионисты заимствовали нацистские идеи. Мы имеем дело с настоящей религиозной войной, войной врага рода человеческого против Бога.

Это горе, когда высшие иерархи Православной Церкви не называют вещи своими именами. За это мы будем расплачиваться кровью. Я думаю, что в УПЦ МП неизбежно будут происходить преобразования, поэтому на Украине наступает очень тяжелый период для православных. Достойнейшие пастыри юго-востока уже подвергаются репрессиям, например, протоиерей Владимир Марецкий сейчас находится на грани жизни и смерти в харьковском СИЗО.

Так получилось, что на юго-востоке люди повернулись в сторону России, и это не случайно. Россия имеет историческую миссию, в сторону России был обращен Лик Спасителя, когда Он висел на Кресте. Россия должна сказать свое весомое слово в историческом процессе, и «ключи мира» находятся у России.

Люди на Донбассе генетически связаны с русскими, и они хотят оставаться русскими. Они не виноваты, что на территории бывшей Украины власти этой страны вырастили не одно поколение фашистов, которых используют против Православия, а значит, против русских. В этой войне виновны только фашисты, которые пришли к власти в Киеве.

161115_pИерей Димитрий Шишкин

настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в посёлке Почтовое Бахчисарайского района

Я внимательно прочитал это обращение и хочу сказать, что для православных верующих, относящихся к юрисдикции УПЦ МП, это заявление не указ. Это определённая декларация, пожелание от имени некого коллегиального, согласительного органа, объективно не православного, со всеми вытекающими последствиями. На официальном сайте УПЦ МП нет даже ссылки на этот документ, что весьма показательно. Там, где идёт речь о поддержке мирного плана Порошенко, в тексте подчёркивается, что речь идёт именно о прекращении войны, о переговорах, а не о поддержке так называемого «плана «Б», который к миру вообще не имеет никакого отношения. И это тоже надо учесть. Также в тексте обращения мы не найдём слов о требовании капитуляции ополчения. Там говорится о необходимости сложить оружие всем тем, кто взял его в руки незаконно. А об этом можно написать не одну научную статью с выкладками, сносками и выяснением, кто сейчас держит оружие в руках законно. Боюсь, что по результатам честного и объективного расследования оружие придется сложить едва ли не всем участникам конфликта. Это существенный момент.

Дальше по поводу сепаратизма. Я наблюдал «вживую», как этот «сепаратизм» зарождался в Крыму, и уверен: на Донбассе похожая ситуация. До того момента, когда стало понятно, что в Киеве никто не хочет договариваться, а тамошние горячие головы просто намерены силой насадить свои «новые правила», ни о каком сепаратизме речь не шла. Речь шла о сохранении права на самобытность, на свою культуру, язык, ценности, но в составе единой Украины. Такие настроения царили даже в Крыму до того момента, пока не стало ясно, что Киев настроен бескомпромиссно и жестко. И когда это стало понятно

— началась «обратка», как в физике: «действие вызывает противодействие». Очень понятная и простая ситуация. Так что вся полнота ответственности за развал страны лежит на тех, кто силой решил навязать «новую Украину» всем тем, кто к таким переменам не был готов. Ответственность лежит на тех, кто не желал и не желает слушать мнение других людей, своих соотечественников, и принимать их в расчёт. Главная причина войны на Украине заключается только в этом.

Сепаратизм — это естественная реакция на давление Киева, без согласования решившего сменить «модель Украины». На юго-востоке эту «новую модель» предсказуемо не приняли. Точно так же Киев или Львов не приняли бы «донбасскую модель», тем более, если бы она насаждалась силой оружия. Виноват тот, кто пришел с оружием в чужую землю и стал убивать. Понятие «свой-чужой» на Украине всегда было очень обострённым, и ни в коем случае нельзя было нарушать существующий статус-кво. Украинская армия и батальоны наемников действуют сейчас как оккупанты, пусть даже в пределах одной страны, а люди Донбасса отстаивают своё право на жизнь, поэтому правда на их стороне. Это значит, что нападающая сторона уже проиграла, независимо от ситуации на фронте. Киевский кураж восстал на священное право людей жить по-своему, и майданная затея однозначно закончится катастрофой. Это только вопрос времени. Я ни на секунду в этом не сомневаюсь. Только жалко людей: и мирных жителей, и солдат-срочников, которые будут гибнуть потому, что кем-то во власти овладели безумные идеи по радикальному переустройству жизни.

И ещё о целостности Украины. Бог дал украинцам державу, но что они сделали с этой державой за двадцать три года? Они её собственноручно разваливали на протяжении всех этих лет, потому что, не умея уважать мнение других людей, решили установить совершенно дикий националистический режим. Протащили этот проект через Майдан, попытались насадить национализм по всей стране — и что получили? Дальнейшее нагнетание ситуации на Украине, несомненно, закончится окончательным развалом страны. И в этом будут виноваты не «террористы» и «сепаратисты» с юго-востока, а, простите, идиоты в Киеве, которые решили подменить закон и право силой. В заключительном слове митрополита Онуфрия на заседании Совета церквей речь опять же шла не о том, что «сепаратисты» должны сдаться, а о том, что нужно приложить все усилия с тем, чтобы скорее начать реальные переговоры, прекратить войну. И с этим трудно не согласиться.

620X1-e1404303715647Иерей Димитрий Алешкевич

настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» города Севастополя

Призыв местоблюстителя Киевской митрополичьей кафедры митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия вызывает двойственное чувство. С одной стороны, это призыв разоружиться, причем обращенный ко всем, кто «незаконно держит в руках оружие». Можно предположить, что в данном призыве содержится, в том числе, и обращение к нынешнему украинскому руководству, пришедшему к власти путем вооруженного переворота и попрания основного закона государства — Конституции страны. В этом контексте можно ставить под сомнение законность применения оружия бойцами национальной гвардии и «Правого сектора» и украинской армии против своего собственного народа. Поэтому я бы не стал однозначно трактовать данное положение обращения как призыв исключительно к ополченцам Новороссии. Очевидно, что выполняя свой пастырский долг и проявляя заботу о церкви, владыка также призывает прекратить кровопролитие и освободить заложников, в том числе священнослужителей. И призыв сложить оружие нужно понимать именно в общем контексте призыва к миру и прекращению войны.

С другой стороны, позиция по территориальной целостности Украины, слова о независимости, «дарованной Богом», меня лично смущают. Прежде всего потому, что современная Украина в границах УССР является продуктом деятельности безбожной советской власти. И я бы не спешил ставить знак равенства между, например, Лениным, подарившим русские земли Украине, и Господом Богом. Как мне кажется, грех лежит, прежде всего, именно на тех людях, которые создавали в своем безбожном националистическом порыве Украину после 1917 года, прирезая ей исконно русские земли с исконно русским населением, которые проводили принудительную украинизацию в первые десятилетия советской истории и годы независимости Украины. Если уж говорить о воле Божией и о грехе перед Богом как нарушении Божественного Промысла, то не является ли сегодня настоящим грехом попытка воспрепятствовать восстановлению исторической справедливости и добровольному стремлению народа юго-востока вернуться в состав России, земли которой собирались под триколор православным государем?

 

frol1232345456-e1402488810507Кирилл Фролов

глава Ассоциации православных экспертов

Это обращение не имеет никакого канонического значения и является не более чем личным мнением митрополита Онуфрия. В истории Церкви не раз делались подобные заявления, например, когда константинопольские патриархи, шантажируемые турецкими властями Османской империи, были вынуждены отлучать от причастия участников православного восстания за освобождение Греции от турецкого гнета. Но греческие повстанцы понимали, что константинопольские патриархи заложники и их заявления не имеют никакого канонического значения, поэтому продолжали и причащаться, и исповедоваться в Церкви.

Современных ополченцев подобные заявления могут смутить, потому что они еще не катехизированы, и они могут начать думать, что Православная Церковь их предала, поэтому ополченцы Новороссии должны понимать, что заявление митрополита Онуфрия не имеет никакого канонического значения. Православные общественные организации России и Новороссии призывают усилить борьбу за Русь Святую и веру православную. Мы советуем новороссийским повстанцам поступить по примеру греческих повстанцев и ни в коем случае не складывать оружие и бороться до полной победы.

13 августа 2014 года пройдет Собор епископов Украинской православной церкви, где выберут нового предстоятеля УПЦ МП

после смерти Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана). Все почему-то заранее решили, что Онуфрий будет новым митрополитом, но ситуация гораздо сложнее. Порошенко хочет полностью уничтожить Православную Церковь на Украине, поэтому на Пасху он причастился у униатов, тем самым показал всем православным, что либо они перейдут в унию, либо их ждет судьба отца Владимира Марецкого. Протоиерей Владимир Марецкий не предал свою и паству и оказался в застенках СБУ, где его пытают и запрещают причащаться даже в тюремном храме. Поэтому и перед наиболее вероятным кандидатом  на митрополичью кафедру — митрополитом Онуфрием — было поставлено условие: либо он предает Новороссию, либо никогда не станет киевским митрополитом. И он пошел на сдачу Новороссии в обмен на то, чтобы стать киевским митрополитом.

Чтобы победить в войне, ополченцы должны исповедоваться и причащаться, потому что они борются за Русь Святую и веру православную. В храмах УПЦ МП нужно исповедоваться и причащаться, потому что УПЦ МП — единственная каноническая Церковь. Митрополит Онуфрий — лучший из всех кандидатов, потому что он не пойдет на отделение от Московского Патриархата, а другие митрополиты могут устроить автокефалию.

Поскольку самой Украины уже фактически нет, то и судьба УПЦ МП не может остаться без изменения. Очевидно, что православные Крыма, Новороссии и Подкарпатской Руси хотят уйти под омофор Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, и этот процесс необратим. Согласно решению Архиерейского Собора РПЦ МП, принятому в 1993 году, в случае давления государства православные могут обращаться с просьбой к Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу о прямом подчинении Московскому Патриархату. Люди, которые называют себя православными и не поддерживают ополчение, поддерживают антиправославные силы, стремящиеся закабалить бывшую Украину, а затем разрушить православную Россию. Поэтому все люди, которые не поддерживают ополчение, предают Православие.

Что касается слов митрополита Онуфрия о том, что целостность Украины является божественной ценностью — это чушь. Украина и украинство являются иудиным еретическим униатским проектом. Многие православные русские люди, поддавшись пропаганде украинства, отрекались от православия, принимали унию, называли себя украинцами, меняли свои православные русские имена. Сто лет назад украинские националисты устроили геноцид в Галиции и уничтожили множество православных русских людей в лагерях Терезина и Талергофа. А сейчас иуды-украинцы продолжают геноцид русских в Новороссии. Украину придумали поляки и австрийцы, а затем это дело продолжили богоборцы Ленин и Троцкий. Поэтому утверждение, что целостность Украины является божественной ценностью, является не только кощунством, но и чушью, ересью и политическим униатством. В то время как идея Святой Руси и исторической России является частью Предания Церкви. Единство и неделимость России, отрицание украинства — это соборное мнение русских святых, в том числе новомучеников и исповедников Российских.

Святейший Патриарх Кирилл, будучи в Тюмени, сказал, что конфликт на Украине может решить только Господь Бог, и тем самым опроверг заявление митрополита Онуфрия. Заявление Святейшего Патриарха Кирилла развязывает руки ополченцам. В своей тюменской речи Патриарх Кирилл говорил о важности самоорганизации русского народа. Поэтому Тихвинская икона Божией Матери «Ополченная» прибыла в Донецк не без благословения Святейшего Патриарха Кирилла. Таким образом, Святейший Патриарх передал свое благословение ополченцам.

Аналитический портал «Православный Взгляд»