Священник Олег Петренко: Слово о пространстве и времени

Golden section (ratio, divine proportion) and golden spiral
Библейское свидетельство о происхождении мiра затрагивает самые серьезные проблемы о смысле и цели нашего существования. Поэтому его принятие обусловлено не столько наличием научных доказательств, сколько общим мiровоззрением. Впрочем, и в обосновании фундаментальных научных концепций невозможно обойтись без утверждений, принятых на веру. Тем не менее, сложившийся в настоящее время высокий авторитет научного знания настоятельно призывает к использованию его свидетельств. Поэтому не следует пренебрегать ничем истинно ценным из «афинского ареопага» современной науки. Апологетика XXI века должна гармонично соединять в себе святоотеческие творения и научные достижения.Существуют определенные трудности сопоставления текстов Священного Писания и научных данных о происхождении мiроздания. Например, видимое несовершенство нашей вселенной, на первый взгляд, плохо согласуется с библейским свидетельством о ее сотворении, поскольку Священное Писание прямо говорит о доброте первозданного мiра. Для того, чтобы снять кажущиеся противоречия между верой и разумом, необходимо рассмотреть проблему происхождения вселенной как с Богословской, так и с научной точки зрения. На сегодняшний день внутри корпуса фундаментальных научных знаний достаточно аргументов для того, чтобы положить конец затянувшемуся спору о несостоятельности эволюционной концепции развития мiра. Поскольку абсолютно все материальное во вселенной определяется «мерою, числом и весом» (Прем. 11, 21), то следует, в первую очередь, воспользоваться данными точных наук. 

«Рождение» из «ничего»

Существенным свидетельством ложности эволюционной концепции следует признать общеизвестный факт «рождения» нынешней вселенной во времени и вместе со временем. Об этом заговорили еще в начале прошлого века после анализа космологических уравнений Эйнштейна. Согласно им, когда-то в прошлом имело место удивительное событие — внезапное появление из «ничего» огромного количества энергии, породившего современное пространство-время и, следовательно, весь космос. Предполагает ли непрерывная эволюция появление чего-нибудь из абсолютного ничто?!

Но на этом удивительные события, сопровождавшие появление видимой вселенной, не заканчиваются. В настоящее время всем научным сообществом принята так называемаяинфляционная теория расширения вселенной, которая утверждает, что мiр начал свое существование из абсолютной пустоты. В последней четверти двадцатого века ученые пришли к выводу, что изначально пустое пространство, так называемыйложный квантовый вакуум, стал стремительно расширяться со все ускоряющимися темпами под действием отрицательного давления огромной силы. При этом «рождение» мiра сопровождалось парадоксальным сохранением величины плотности энергии квантового вакуума, несмотря на быстро увеличивающиеся размеры вселенной. Инфляционная стадия продолжалась всего порядка 1035 секунды, но за этот краткий миг раздувающаяся вселенная приобрела практически свои современные размеры.

Следует отметить, что инфляционная теория не объясняет, каким образом вселенная первоначально оказалась в состоянии ложного вакуума или как вообще возникло пространство-время, которое подверглось расширению.   Фундаментальная физика лишь утверждает, что основные категории окружающего нас мiра- пространство, время и материя — появились одновременно и фактически мгновенно, взаимообусловлены и не могут существовать независимо. Источник же колоссальной энергии, их породивший, сверхъестественен и находится за гранью возможностей познания бытия с помощью научных методов.

Не может “заменить” Творца и “квантовое туннелирование”, с помощью которого пытаются описать процесс появления вселенной. Вероятности происхождения квантовых эффектов определяются конечными величинами и в пределах конечных временных интервалов. Чем больше временной интервал, тем больше вероятность того, что квантовый эффект произойдет. При отсутствии времени бессмысленно говорить о вероятности какого-либо квантового эффекта, поскольку наличие временного интервала является необходимым условием применимости квантовой механики.

Таким образом,  свидетельство Священного Писания о шестидневном сотворении мiра, появившееся задолго до возникновения науки как таковой, автоматически становится наиболее естественным разрешением проблемы.

 

Взаимное согласие законов

Нельзя обойти вниманием и удивительную согласованность фундаментальных физических законов. Существующие природные явления и физические взаимодействия характеризуются определенной силой, масштаб которой определяется так называемыми фундаментальными постоянными. К их числу также относят скорость света, элементарный электрический заряд, массы субатомных частиц, постоян­ную Планка и некоторые другие. Окружающий нас мiр очень чувствителен к численным значениям этих универсальных мiровых констант, поскольку даже размеры ядер, атомов, планет и звезд в конечном итоге определяются их величинами. Специальные исследования выявили, что само существо­вание мiра в своем нынешнем качестве обусловлено выполнением очень жестких соотношений между этими константами. “Подгонка” параметров достигает в определенных случаях точности порядка1050. Если бы те конкретные числа, которыми характеризуются мiровые постоянные, не достигали бы такой точности взаимного согласования, то природа вселенной была бы такой, что появление в ней жизни было бы принципиально невозможным.[1] В научной литературе это явление носит название антропного принципа, гласящего, что законы мiра суть таковы, чтобы дать возможность возникновения биологическим существам. Но это означает только одно — еще до “рождения” материальной вселенной уже существовал план ее строения, в котором заранее было предусмотрено появление жизни.

Другим важным аргументом в пользу творения является исследование самой возможности возникновения живых существ. Решающим фактором здесь, как, впрочем, и в предыдущем случае, стали строгие математические расчеты, которые существенно ускоряют процесс обретения истины.

 

Теория вероятности как критерий истины

И без применения методов теории вероятности в биологии существовали серьезные аргументы, опровергавшие концепцию самопроизвольного зарождения жизни, на которых мы здесь не будем останавливаться.

Однако смер­тель­ный удар по тео­рии случай­ного воз­ник­но­ве­ния жи­вой ма­те­рии в процессе эволюционного раз­ви­тия был нанесен с помощью элементарного подсчета шансов самопроизвольного появления простейшего живого организма, каковым является обычная бактерия. Ве­ро­ят­ность ее возник­но­ве­ния всего один раз за мил­ли­ард лет по са­мым оп­ти­ми­стичес­ким оцен­кам со­став­ля­ет совершенно ничтож­ную ве­личину 1039950.[2]   По срав­не­нию с ней да­же ве­ро­ят­ность най­ти од­ну по­мечен­ную эле­мен­тар­ную час­ти­цу во все­лен­ной случайным образом с пер­вой по­пыт­ки, со­став­ляющая «все­го на­ все­го» ве­личину 1080, не кажется уже такой бессмысленной.

Расчет вероятности появления бактерии осуществлялся по чрезвычайно простой схеме. Определялось случайное образование сложного органического соединения, построенного из 2000 различных белков — ферментов, в объеме пространства, занимаемого одной живой клеткой. В чело­вечес­ком ор­га­низ­ме насчиты­ва­ет­ся око­ло 25 000 фер­мен­тов. Ве­ро­ят­ность случай­но­го их воз­ник­но­ве­ния один един­ст­вен­ный раз за мил­ли­ард лет со­став­ля­ет почти бесконечно ничтожное чис­ло: 10599950.[3]

Человеческий геном биохими­чески также в основном определяется белками — ферментами. Каждый такой белок закодирован отдельным геном, которых всего в человеческом организме насчитывают до 110 000 различных типов.[4] С максимальным учетом всех ограничений значение вероятности появления единственного гена за всю предполагаемую длинную историю Земли лежит в пределах от 10109  до 10217. Таким образом, и умозрительного многомиллиардного возраста вселенной даже не хватит на то, чтобы за время ее существования просто успеть перебрать все возможные комбинации нуклеотидной основы белка.

Вероятность же образования человеческой хромосомы случайным образом, содержащей весь набор генов, колеблется между 1012 000 000  и 1024 000 000.[5]  Как говорится, комментарии излишни.

 

Несостоятельность эволюционной гипотезы

С материалистической точки зрения так называемый эволюционный процесс должен был иметь свое начало во времени и целенаправленно развиваться по крайней мере до тех пор, пока не появится разумная жизнь. Однако, согласно беспристрастному свидетельству фундаментальной науки, в природе действуют законы, которые наоборот приводят ее к деградации. Так, например, второе начало термодинамикиутверждает, что вселенную неминуемо должна постигнутьтепловая смерть — распад видимого и сложным образом структурированного мiрового порядка. Таким образом, ход гипотетической эволюции должен был направляться в прошлом вопреки самим законам природы, а сегодня он и вовсе отсутствует как таковой.

Действительно, согласно последним научным данным эволюционной палеонтологии, все из­вест­ные ти­пы жи­вот­ных поя­ви­лись в течении 60 миллионов лет кем­брий­ско­го пе­рио­да. В срав­не­нии с 3,5 миллиардами лет, которые отводятся в стандартной модели развития на всю био­ло­гичес­кую эво­лю­цию, это оз­начает, что все ти­пы жи­вот­ных поя­ви­лись практически вне­зап­нои од­но­вре­мен­но.[6] Но самое непостижимое для сторонников эволюционной гипотезы по признанию самих же эволюционистов заключается в том, что по­сле кем­брия да­же ско­рость по­яв­ле­ния но­вых клас­сов земных существ, пред­став­ляю­щих со­бой бо­лее низ­кий уро­вень под­раз­де­ле­ния царства животных, прак­тичес­ки неот­личима от ну­ле­вой. По крайней мере она является таковой вот уже в течение более половины миллиарда лет, про­шед­ших предположительно с начала кем­брия.

Гипотетическую эволюцию видов не следует путать с при­спо­соб­ле­нием к но­вым ус­ло­ви­ям внеш­ней сре­ды, которая существует внут­ри от­дель­ных ви­дов жи­вых ор­га­низ­мов. Так, на­при­мер, удивительно бы­строе раз­ви­тие ус­тойчиво­сти к вы­со­кой кон­цен­тра­ции ток­си­нов яв­ля­ет­ся ши­ро­ко рас­про­стра­нен­ным яв­ле­ни­ем. Однако все это не имеет никакого отношения к появлению новой генетической информации. Оказывается, у живых существ уже имеются гены, ответственные за их устойчивость. Поэтому погибают только те особи, у которых по какой-либо причине нарушен иммунитет. Происхождение же генетической информации, помогающей организмам выжить в современном, быстро меняющемся мире, так и остается загадкой для эволюционистов.[7]

Трудные вопросы

Как нетрудно заметить, перечисленные факторы противоречат тому смыслу, который вкладывается в само понятие эволюционного развития.  Однако остается ряд вопросов, которые, на первый взгляд, не находят своего прямого объяснения в рамках библейского свидетельства. Например, современная физическая парадигма построена на концепции долговременной эволюции неживой материи. Она датирует возраст Солнечной системы приблизительно 5 миллиардами лет, в отличии от первой главы книги Бытия, свидетельствующей, что срок мiровой истории ограничивается 7500 годами. С этой проблемой тесно связаны факты вымирания в истории Земли больших групп существ. Наиболее известным из них, пожалуй, является полное и внезапное исчезновение динозавров.

Однако научные исследования в настоящее время в состоянии разрешить этот “парадокс” самостоятельно.

Одним из самых важных последних достижений в геологии следует признать экспериментальное доказательство единовременности отложения в водном потоке четко выраженных слоистых отложений.[8]  В горизонтальном потоке слои осадка отлагаются не последовательно, один за другим, а одновременно. Следовательно, присутствие повсеместно на Земле мощных слоистых отложений является скорее свидетельством существования в недалеком геологическом прошлом гигантского, общепланетарного потопа, нежели многомиллионного постепенного процесса накопления осадков, на котором основана современная геохронологическая шкала. Именно во Всемiрном потопе, о котором свидетельствует Священное Писание, кроется и причина массовой гибели динозавров.

Свидетельством «молодости» вселенной является отсутствие в мiре видимых следов действия второго начала термодинамики. С этим феноменом тесно связана проблема происхождения излучения Солнца и звезд, решение которой было предложено известным русским астрофизиком Николаем Александровичем Козыревым. На основе анализа многочисленных астрономических наблюдений ученый выяснил, что светимость звезды обусловлена лишь работой сил тяготения в процессе ее сжатия, а не ядерными реакциями.[9] Об этом также свидетельствует отсутствие нейтрино в спектре излучения Солнца. Можно было бы предположить, что нейтрино просто пока не научились правильно регистрировать, если бы не всплески нейтринного излучения, фиксируемого при взрывах сверхновых. Однако даже и в последнем случае превышение потока нейтрино над общим фоном во вселенной длится очень короткое время. Таким образом, если не ядерными реакциями определяются светимости звезд, то тогда их срок жизни оказывается чрезвычайно коротким. Например, для Солнца расчеты показали, что он не может превышать 20 миллионов лет.[10]  Этот выдающийся научный результат ставит под сомнение всю гипотезу долговременной эволюции вселенной.

Что же касается динозавров, то проблема, связанная с ними, скорее упирается не в факт их массового вымирания, а в загадку немирного характера этих существ.

Мiр первозданный и мiр падший

Мiр не был сотворен Богом в своем нынешнем качестве. “При общем ликовании утренних звёзд[11] Господь “полагал основания земли” (Иов 38 : 4, 7). Ныне же астрономы время от времени фиксируют факты их гибели – так называемые взрывы сверхновых. Откуда появились эти катастрофические явления во вселенной, кровожадные динозавры на Земле, убийца Каин в человеческом роде, ведь Господь их такими не создавал? Просто сотворенный, первозданный мiр, о котором Бог сказал, что он “хорош весьма и та вселенная, в которой мы живем в настоящее время, отличаются друг от друга, как “небо от земли”. Современный мiр — это “мутант”, исковерканный грехом. Согласно твердому убеждению Восточной Церкви, между первозданным мiром и ныне окружающей нас вселенной лежит целая “пропасть”. Однако здесь следует особо подчеркнуть, что хотя нынешний падший мiр во многом и утратил свое первозданное совершенство, однако “узор” Божественной печати сохранился на нем достаточно явственно. Можно сказать даже, что вселенная изобилует доказательствами своего целенаправленного сотворения. Со всей определенностью об этом говорят творения святых Отцов из Каппадокии — святителей Василия Великого, Григория Нисского и Григория Богослова. Их труды помогают лучше осознать то, что, например, совсем не понимает Богословие Западное, плохо знакомое с бесценным письменным наследием Восточной Церкви и потому связывающее видимую, современную вселенную непосредственно с первозданным творением Божиим. “Это сказалось во всей силе на начале средневековой схоластики, — пишет епископ Василий (Родзянко), — когда Фома Аквинат “закрепил” наш падший мiр философией Аристотеля как тождественный сотворенному Богом мiру вначале и сразу же оказавшийся под действием предопределенных законов природы”.[12]

В первозданном мiре не было ничего несовершенного. “До падения человека,  писал святитель Игнатий (Брянчанинов), тело его было безсмертно, чуждо недугов, чуждо настоящей его дебелости и тяжести, чуждо греховных и плотских ощущений, ныне ему естественных… Святое тело человека не служило препятствием” к чувственному видению духов, “к тому Боговидению и общению с Богом, которые сродны святым духам”.[13]

В мiре же современном происходит непрекращающаяся борьба добра и зла. Доброе в мiре от Бога, злое — от Сатаны и его слуг. Некогда ангел света Денница, имевший столь превосходные качества, из-за противопоставления себя Богу стал темным и мрачным дьяволом. Таким же образом помрачился и наш мiр, некогда блиставший в своем первозданном великолепии. Ныне в нем воцарились смерть, борьба за существование, влекущее взаимное истребление одних существ другими. Ибо сказал Господь Адаму после грехопадения: “проклята земля за тебя” (Быт. 3 : 17).

Это проклятие сказалось на параметрах всей вселенной изменились физические законы мiроздания. Единый некогдапервозданный мiр, существовавший до грехопадения Адама и низвержения его из рая, разделился. Одна из обособившихся его частей приобрела иной физический “статус”, образовав видимый, падший мiр — вселенную. Поскольку весь “свод” физических законов мiроздания определяется геометрической структурой пространства-времени, неразрывно связанной с размерностью окружающего нас мiра, то, следовательно, после грехопадения изменилась сама размерность пространства-времени.

В мгновение ока лишилась первозданной “легкости” вселенная, “ниспала с небес”, облеклась в тяжелую материю. Об окружающей нас с той поры действительности святитель Иоанн Златоуст писал как о мiре “как бы низверженном с какой-то великой высоты”.[14] Из-за грехопадения первых людей произошла мгновенная перестройка первозданного мiра в наблюдаемое ныне состояние грубой материальностиТак появился, по слову святителя Василия Великого, мiр сей -“местопребывание для всего подлежащего рождению и разрушению”. Это рождение “не есть происхождение, рождение не есть творение, рождение есть приход в этот грешный мiр в результате нашего человеческого грехопадения во Адаме”, -продолжает мысль святителя епископ Василий (Родзянко).[15]

О лежащем на человеке после его изгнания из рая “темном облаке дебелой плоти”,[16] свидетельствовал святитель Григорий Богослов, учивший, что вкусивший преждевременно сладкого плода человек облекся в кожаные ризы  тяжелую плоть, и стал трупоносцем, потому что смертью Христос положил пределы греху”.[17] Выражая всю горечь состояния падшего человека, этот святитель риторически вопрошает: “И ты, душа моя, … кто, откуда и что такое? Кто сделал тебя трупоносицею, кто твердыми узами привязал  к жизни, кто заставил непрестанно тяготеть к земле? Как ты, дух, смешался с дебелостью, ты, ум, сопряглась с плотью, ты, легкая, сложилась с тяготой? Ибо все это противоположно и противостоит одно другому”.[18] Это пагубное противостояние свидетельствует об изменении физических законов мiроздания после грехопадения первых людей, поскольку изгнание из рая на Землю сопровождалось изменением первозданной “легкой” природы их тел.

Таким образом, в самом теле Адама произошли качественные изменения сразу после его грехопадения. С тех пор вполне приложимы к любому человеку слова святого Андрея Критского из его великого покаянного канона: Раздрах ныне одежду мою первую, иже ми изтка зиждитель из начала, и оттуду лежу наг. Облекохся в раздранную ризу, юже изтка ми змий советом, и стыждуся”.[19]

Поэтому рождество Сына Божия в этом мiре является не просто воплощением в “плоть и кровь отдельной человеческой особи”, но превышающим всякий человеческий разум “воплощением Премудрости Божией в условия, в координаты падшего мiра, падшей вселенной. Это воплощение Премудрости и есть удивительное исполнение времен в соединении с исполнением пространства”; в нем будто сказывается нам о времени и пространстве языком современной науки как о единстве, выражающем собою … сущность материи вселенной”.[20]

Как тесно сегодня соприкасаются и взаимно обогащаются Богословие и научное осмысление действительности. Известный современный английский физик-теоретик Стивен Хокинг предложил гипотезу о так называемом мнимом времени. У этого гипотетического времени в отличие от обычного, реального отсутствует сингулярность, ставшая “колыбелью” для современного пространства-времени. Согласно принятой сегодня в космологии точки зрения, реальное время, как и пространство, должны иметь начало, совпадающее с началом материи и энергии. Мнимое же время Хокинга никогда не имело начала, его течение всегда было непрерывно.

Сравнивая модель Хокинга с Богословским мнением каппадокийцев, это мнимое время можно назвать первозданным, характеризующим мiр до грехопадения. Этот мiр, созданный Богом, так и существует в своем времени. Окружающая же нас низвергнутая вселенная при своем “рождении” обрела иной модус времени, в котором мы и живем ныне. Таким образом, мiр первозданный и мiр падший как бы сосуществуют в разных временных измерениях.

Полный распад из-за греха всей нашей вселенной, — пишет владыка Василий (Родзянко), — соответствует всем данным современной науки”. Рассеченное грехом единство человечества в творении и повреждение мiра зависит одно от другого и является единым целым”.[21]

О происхождении человечества Климент Александрийский учил: “Мы существовали уже прежде создания сего мiра, потому что сотворение нас решено было Богом гораздо ранее самого сотворения нас, и, следовательно, уже ранее своего сотворения мы существовали в мысли Божией,  мы, впоследствии оказавшиеся разумными созданиями Божественного Слова; из-за Него-то мы по своему происхождению весьма древни, потому чтов начале было Слово”.[22] Поэтому “рождение не есть самый момент начала жизни” человеческой, “потому что это начало задано в творении,  в творении, которое воплощено в Адаме и в котором мы все соучаствуем в Царствии Божием”.[23]

С Климентом Александрийским согласен и святитель Григорий Богослов, писавший о “повторном рождении” человека: “… впоследствии тело берется от плотей, душа же примешивается неведомым образом, привходя извне в перстный состав, как знает сие Соединивший, Который и в начале вдохнул ее и сопряг образ свой с землею … душа, вдохнутая Богом, с этого времени сопривходит в образуемый состав человека, рождаясь вновь из первоначального семени, уделяемая многим, и в смертных членах всегда сохраняя постоянный образ”.[24]

Таким образом, в Адаме в раю было сотворено все человечество, которое обладало “первобытной добротой”. Но грех самолюбия и непослушания рассек единое естество на множество осколков — согрешившее человечество “разбилось на омертвевшие особи ипостасей, где каждая часть  человеческая личность”.[25] Эти осколки естества разлетелись и стали рождаться на Земле в виде отдельных человеческих личностей. Поэтому “человек бывает отцом не целого человека, как говорят это, но только плоти и крови,  того, что есть в человеке гибнущего; душа же  дыхание Вседержителя Бога, приходя извне, образует плоть, как знает сие Соединивший их, Который вдохнул душу первоначально и соединил образ Свой с землей”.[26]

В свете приведенных святоотеческих высказываний более ясной становится степень ответственности каждого человека за первородный грех. Эта проблема тесно связана с сотворением всего человеческого рода в Адаме для первозданной Церкви. Это было “единство во множественности, достигнутое и достижимое любовью в едином организме: Божественном в Пресвятой Троице и человеческом в Теле Христовом  Церкви,избранной во Христе до низвержения мiра””.[27] Таким образом, Церковь Божия была сотворена прежде всего, а мiр сотворен для нее.

Поскольку в Адаме все согрешили, следовательно, на каждом лежит и определенная доля личной вины. При этом несостоятельность ссылки на некое греховное человеческое “естество” очевидна. Никакого “естества” ни в Боге, ни в людях без личности нет, поэтому “естество” не могло грешить само по себе в отрыве от личности, и “оно не может быть за все ответственнымВедь никакого естества ни в Боге, ни в людях самого по себе, без личности нет. Поэтому все виновны в первородном грехе, потому что в Адаме все согрешили. В целом,- заканчивает свою мысль епископ Василий (Родзянко), —сущность раздроблена на согрешившие личности, которые собою выражают каждая ту часть, которая именно ей, по суду Божию, определена”.[28]

Именно грех является причиной тому, что человек, являющийся образом Божиим рождается “сыном срама”. Но Промысел Божий приостанавливает процесс разрушения, поддерживает падшие стихии мiра сего, ведет согрешившего человека ко спасению.

Только по воскресении “тела оставят во гробах дебелость, усвоившуюся им по падении; тогда они соделаются духовными явят в себе те свойства, которые им даны были при сотворении”.[29] Произойдет это тогда, когда Господь положит предел падшему мiру. Эта “кончина века” есть конец соотношению духовных сил человечества и пространства-времени, поддерживаемого Божественными энергиями, “на котором держится равновесие вселенной Все снова мгновенно изменитсяпоколеблется и вернется назад …, где и пребывало до катастрофы грехопадения”. [30]

Итак, святые Отцы Церкви прямо указывают на существенную перестройку физических законов после завершения дней творения, в то время как космологические теории долговременной эволюции вселенной опираются на постулат неизменности этих законов с момента “появления” окружающего мiра. Для последних мiр всегда был неизменным. “Устав” законов, управляющих этим мiром, также считается неизменным со дня его “рождения”. Но радикальная перестройка мiроздания произошла мгновенно и при жизни первых людей, сотворенных Богом на 6 день. Фундаментальная наука должна осознать этот непреложный факт и попытаться ответить на вопрос, как это могло бы произойти. Такая попытка была уже предпринята Стивеном Хокингом в гипотезе о мнимом времени. Однако полное понимание возможно лишь тогда, когда мы сможем разобраться, как устроено само пространство-время, как и за счет чего формируется в нем материя. К счастью, решение этой проблемы теперь стало возможным благодаря научным результатам, полученным в рамках фундаментальных исследований построения единой теории всех физических взаимодействий.

 

Божественная метрика вселенной

Последние научные достижения свидетельствуют, что пространство-время, наделенное определенной геометрической структурой, определяет всю физическую картину вселенной. Вся существующая материя описывается кривизной пространства-времени и его кручениями.[31]

Из обусловленности материального мiра геометрической структурой следует очень важный мiровоззренческий вывод: все многообразие окружающего мiра появилось практически одновременно. Поскольку “геометрия” эволюции не подвержена, то вся “архитектура” мiроздания задается сразу целиком в совершенном виде. При необходимости каких-либо изменений их внесение может быть осуществлено мгновенно. В этом смысле, в течение шести дней творения происходило лишь проявление в бытии необычайно сложной геометрической структуры пространства-времени, реализация в энергиях идеального Божественного плана. Таким же образом мiр мгновенно может быть снова сверхъестественно перестроен изменением геометрии пространства-времени.

Сосуществующие мiр видимый и мiр невидимый определяются структурой своих пространств обычных и временных и составляют фактически две физические картины. Наука должна научиться различать эти картины.

 

Две науки о двух мiрах

В XIII веке в средневековой Европе разгорелся спор между Бонавентурой, отстаивавшим учение о непосредственном восприятии Божества, и Фомой Аквинским, учившим о сокрытости для познания всего, что стоит за пределами чувственного опыта. Фактически это был спор платонических идей и аристотелизма, который выиграл последний. При этом изучение природы получило полную свободу на основании идеи “самозамкнутости природного бытия”.[32] Непосредственное восприятие сверхчувственного мiра было объявлено невозможным. Родилась натурфилософия, из которой впоследствии образовались всевозможные науки и, в первую очередь, экспериментальная физика, как наука о падшем мiре.

Так устроен мiр и человек, что в них, к счастью, всегда сохраняется образ Божий. Мiр не есть хаос, но космос, упорядоченный посредством нерушимых законов, имеющих Божественный источник. Многие основатели современной науки непоколебимо верили, что окружающему нас мiру внутренне присуща скрытая гармония, которая отражается в наших умах в виде простых математических формул. Когда мы находим математическое описание любого из чудесных творений Бога, то постигаем Его замысел в самом точном предназначении, поскольку Божественный замысел о мiроздании фактически является геометрическим планом.

Математика и раздел теоретической физики, имеющий дело с чистыми идеями, приближаются к наукам о первозданном мiре. В них мысленному взору человека открывается внеэмпирическая реальность. Трудности познания мiра заключается в смешении понятий и законов, которые относятся к совершенно различным мiрам. И тем не менее, как ни парадоксально, сегодня данные науки помогают понять лучше то, о чем писали святые Отцы древности. Таким образом, синтез религиозного и научного осмысления происхождения окружающей нас вселенной действительно является насущной задачей Богословия в настоящее время. Ибо наше время ознаменовалось появлением целого ряда естественнонаучных данных, непосредственно указывающих на тварную природу мiра.

 

Священник Олег Петренко



[1] Barrow J.D., Tipler F.J. Anthropic cosmological principle. Clarendon press, Oxford University press, New York, 1986.

[2] Shapiro R. Origins: a sceptic’s guide to the creation of life on Earth. New York, Bantam, 1986.

[3] Shapiro R. Origins: a sceptic’s guide to the creation of life on Earth. New York, Bantam, 1986.

[4] Dobzhansky T., Ayala F., Stebbins G., Valentine J.W. Evolution. Freeman, San Francisco, 1977.

[5] Barrow J.D., Tipler F.J. Anthropic cosmological principle. Clarendon press, Oxford University press, New York, 1986.

[6] Ле­вин­тон Д.С. В ми­ре нау­ки. 1993, № 1, С. 42.

[7] Джонатан Сарфати. Несостоятельность теории эволюции. М., «Паломникъ», 2002, С. 32.

[8] Ги Берту. Пересмотр принципов геологического датирования. Палеогидравлика: новый подход. М., «Арктур», 2000.

[9] Козырев Н. А. Избранные труды. Изд-во Ленинградского университета, Л., 1991, С. 238.

[10] Нарликар Дж. Неистовая Вселенная. М., «Мир», 1985.

[11] В английской Библии это место переведено следующим образом: whenthe morning stars sang together”, что буквально означает “когда утренние звезды пели вместе” (Иов 38 : 7).

[12] Епископ Василий (Родзянко). Теория распада вселенной и вера Отцов, М., “Паломник”, 1996, С. 204.

[13] Епископ Игнатий Брянчанинов. Слово о смерти. М., “Р.S.”, репринтное издание, 1991, С. 7-8.

[14] Златоуст. Творения. Изд. СПБ Дух. Акад., 1905. Т. 10, кн. I, Беседы на Послание к Ефесянам, гл. 1, ст. 4.

[15] Епископ Василий (Родзянко). Теория распада вселенной и вера Отцов, М., “Паломник”, 1996, С. 19.

[16] Свт. Григорий Богослов. Собрание творений: в 2 т., Мн., “Харвест”; М., “АСТ”, 2000, т. II, Слово 10. О человеческой природе, С. 51.

[17] Свт. Григорий Богослов. Собрание творений: в 2 т., Мн., “Харвест”; М., “АСТ”, 2000, т. II, Слово 7. О душе, С. 42.

[18] Свт. Григорий Богослов. Собрание творений: в 2 т., Мн., «Харвест»; М., «АСТ», 2000, т. II, Слово 10. О человеческой природе, С. 53.

[19] Канон Великий. Творение святаго Андрея Критского. С.-Петербург, “Сатисъ”, репринтное издание,1992, С. 20.

[20] Епископ Василий (Родзянко). Теория распада вселенной и вера Отцов, М., “Паломник”, 1996, С. 17.

[21] Епископ Василий (Родзянко). Теория распада вселенной и вера Отцов, М., “Паломник”, 1996, С. 187.

[22] Климент Александрийский. Увещание к Эллинам, 1, пер. Корсунского, С. 64.

[23] Епископ Василий (Родзянко). Теория распада вселенной и вера Отцов, М., “Паломник”, 1996, С. 19.

[24] Свт. Григорий Богослов. Собрание творений: в 2 т., Мн., «Харвест»; М., «АСТ», 2000, т. II, Слово 7. О душе, С. 41-42.

[25] Епископ Василий (Родзянко). Теория распада вселенной и вера Отцов, М., “Паломник”, 1996, С. 138.

[26] Свт. Григорий Богослов. Собрание творений в двух томах, т. 2, Мн.: “Харвест”, М.: “АСТ”, 2000, С. 171.

[27] Епископ Василий (Родзянко). Теория распада вселенной и вера Отцов, М., “Паломник”, 1996, С. 187.

[28] Епископ Василий (Родзянко). Теория распада вселенной и вера Отцов, М., “Паломник”, 1996, С. 138-139.

[29] Епископ Игнатий Брянчанинов. Слово о смерти. М., “Р.S.”, репринтное издание, 1991, С. 8.

[30] Епископ Василий (Родзянко). Теория распада вселенной и вера Отцов, М., “Паломник”, 1996, С. 62.

[31] Попов Н. Н. Новые представления о структуре пространства-времени и проблема геометризации материи. М., «Едиториал УРСС», 2002.

[32]  Прот. В. Зеньковский. Об участии Бога в жизни мира. Православная мысль, вып. IV. Париж, 1948.