Священник Даниил Сысоев: «Христос Воскресе!»

 IMG_1850

Мы с вами уже стоим на границе праздника, мы уже видели как Плащаница была занесена в алтарь, и этим Церковь символизирует тайное воскресенье Христа Спасителя. Ибо когда Господь наш воскрес, не знали про то не ангельские миры, не люди, а знал только Бог! Как поет Церковь: «Не знали мы как родился Ты от Девы и не знаем мы и как Ты воскрес из мертвых».

Эти обе тайны были сокрыты от испытующих, но явилась благодать верующих и исповедующих таинство. Действительно, великое таинство веры, которое мы сегодня возвещаем, таинство победы над смертью, таинство избавления от тления и гибели, таинство преображение человека, таинство великого побега от смерти к жизни, побега из рабства на свободу, побега из тюрьмы гниения в свободу славы детей Божиих – это великое счастье!

Потому что мы больше не рабы земли, мы не скованы земными законами, и над нами не довлеет тяготение земных просторов. Нас ожидает великая встреча с Всемогущим Богом. Эта победа проявляется в том, что нам дана радость абсолютного прощения.

Пускай иудеи возмущаются, пускай мусульмане считают, что это нагло, пускай безбожники упрекают нас в хитрости, говоря: «У вас все просто, покаялся и получил прощение!». Главная пасхальная весть – это возвещение покаяния всем народам!

Господь после Пасхи сказал: «Идите возвестите, и проповедуйте покаяние и прощение грехов, начавши от Иерусалима и до концов Земли» (Лк. 24:47).

Пасхальная весть – прощение из Гроба воссияло и смерть уничтожена Христовой смертью. Воскресенье из мертвых дает воскресенье и души тел человеческих. Сегодня, в эту светлую, таинственную ночь воскресенья Господня, мы с вами стоим отчитывая минуты до того момента когда мы услышим весть ангела Божия, устами священника поющего, что смерть уничтожена. В эти мгновения давайте посмотрим, кем мы были, и кем мы стали.

Сейчас еще ночь темна, она не озарена лучами наших светильников. Свечи которые мы держим в руках, они еще не вожены, света еще нет. И это не случайно. В этот самый момент мы как бы окунаемся в состояние безбожного мира, не знающего Бога, не знающего прощения, который вынужден только на себя полагаться, и поэтому неизбежно падающего и погибающего. И вот, этой ночью мы услышим весть о победе, весть о счастье, о том, что Бог помирился с людьми, что смерть побеждена. И душа у нас бессмертна и вот это тело – тоже будет оживленно.

Ибо, как говорит Писание: «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» (1 Кор. 15:20).

Первый Христос, а за Ним пойдут все! И сейчас мы увидим с вами, как произойдет великий взрыв смерти, и загорится великий огонек бессмертной жизни, который из гроба Иисусова, распространяется по всем кладбищам, по всем нашим телам и он возжигает в нас огонек бессмертия. И наступит день, когда тайно тлеющее пламя вспыхнет. Князю мира сего – диаволу кажется, что все хорошо: зло, грязь, смерть.

Но под этой коростой полыхает тайный огонь воскресшего Иисуса, который и распространяется незаметно в наших сердцах. И он преображает сначала умы, потом волю, затем чувства, охватывает и тело. Вы наверное знаете, что у святых тела не подвержены тлению, черпая силу нетления, от нетленного тела Иисусова. Затем, в день воскресенья, Бог просто сдернет гнилое прикрытие, и чистый пламень вечности выйдет из под крова времени. Мы с вами полыхая Божественным огнем, светясь и освящаясь стали детьми Божиими входящими в Его славу.

И нам обещано, что праведники «разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде — как звезды, вовеки, навсегда» (Дан. 12:3).

Одни будут светится как меленькие звездочки, другие как звездочки побольше, третьи как луна, четвертые как солнце. Все это сиянье проистекает от таинственного, непостижимого, живоносного гроба, который дает не гниение, а из которого произрастает нетление. Нетление душ, разума, тел, и восстановление всего существующего.

Давайте вслушаемся в слова святого Евангелия, которое говорит так: «В первый же [день] недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба. Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его. Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу. Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый. И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел [во гроб]. Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте. Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал. Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых. Итак ученики опять возвратились к себе. А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! — что значит: Учитель! Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему. Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, [что] видела Господа и [что] Он это сказал ей» (Ин. 20:1-18).

Так впервые Марина Магдалина на ранней заре воскресного дня, еще во тьме, увидела Великого Садовника – Иисуса Христа, Садовника, который действительно является Садовником в райском саду. И женщина, которая первая слышала слова проклятия, слышит и первая благую весть о прощении и радости. Христос дает опознать себя по имени, и Бог называет нас по имени. Многие хотят быть личностью, уникальной, неповторимой личностью. И это правильно. Но человек может почерпнуть свою личность только из созерцания лица Божия. Только в Его лице мы можем найти личность. Христос небесный Пастух, который своих овечек называет по имени. Сейчас воскресший Иисус вызывает своих, и возвещает им, что наступило время выздоровления личности. Мы должны стать уникальными детьми Божиими.

Поэтому Господь и говорит: «Иди к братьям Моим» (Ин. 20:17), поэтому мы братья и сестры Иисуса Христа – Сына Божия! Потому что благодаря воскресенью Иисуса из мертвых Он стал первородным среди многих братьев.

Был момент когда мы все поучаствовали в Его смерти и Его воскресении. Мы шли в глубины вод, во время крещенья, сойдя в могилу Его, и вышли из воды, участвуя в Его воскресенье. Поэтому мы братья и сестры Иисусовы, а Он первородный между нами. Бог Отец у нас один, поэтому будет прославлять Его, будем благодарить Его, и благословлять Его. И сейчас мы видим, что к нам пришел подарок, от животворящего Гроба Господня привезен Благодатный Огонь. И как говорит древний церковный гимн, который поют греки: «Придите, примите Свет от невечернего Света, и прославите Христа воскресшего из мертвых».

Примите бессмертный Свет от живого Бога! Благодатный Огонь из святого Иерусалима, дошел и до нас. Мы принимает живое пламя, живоносного огня. Представьте, какая радость бывает у человека, который просыпается здоровым после месяца тяжелой болезни. Человек чувствует некую силу, которая наполняет его, это сила плотской жизни. Весна, воздух наполняется сладким ароматом, и это аромат жизни растительный, который также восходит к Творцу. Мы знаем, что бывает, когда человек ходит отягченный грехом, его угрызает совесть, на душе ощущение грязи, большой гири. И когда человек исповедуется в своих грехах на исповеди, то он просто взлетает – и это тоже сила жизни, которая охватывает человека. Вся эта жизнь вливается в нас, через воскресенье Христа Спасителя.

Раньше человек тоже имел некоторую жизнь, жизнь тленную, жизнь гнилую, распадающуюся, смертную – лже-жизнь, которая обманывала и гноила человека, который гонясь за удовольствием плоти, получал истинные беды и духа и тела. И теперь же наступило новое время, в людях появляется новая сила, жизнь возрождается. Мы действительно выздоравливаем, в нас вливается истинное здоровье небесного Отца, в нас вливается то цветение, образом которого являются цветущие сады, расцветающие после Пасхи. И наша душа начинает расцветать, потому что наступила весна душ. Христос воскресший из мертвых влил в нас силу, чтобы мы творили добродетели. Мы должны быть не просто начетчиками, которые бы выполняли правила, а мы должны творить добродетели видя и понимая Бога, и имея силу Бога для их выполнения. И осознавая красоту той добродетели, которую вкладывает в нас Бог. Добродетели – это не просто внешние законы, а свойство Божественной природы, которая вливается в нас, и усиливает нас, преображая и освящая.

Но мы чувствуем еще большую силу, силу побеждающую смерть. Мы видим мучеников, которые поют и ликуют под пытками, потому что они видят силу победившую в себе. Они знают, что древний чудовищный дракон, который пожирал всех людей – убит, разрушен, уничтожен, взорван из внутри. И теперь смерть растоптана и жизнь жительствует. Мы будучи причастны к этой жизни ликуем и веселимся, потому что мы не боимся смерти. Ибо спасение от гроба воссияло! Вживаясь в тайну воскресенья, погружаясь в глубины живоносного гроба Иисусова, мы с вами чувствуем и понимаем, что и бояться нам нечего. Прошлое наше очищено и грехи наши прощены. Какое это блаженство знать, что твои беззакония покрыты, грехов больше нет. Господь как и обещал, так и сделал, Он уже бросил наши беззакония в великую воду крещения. Потому что велика милость Его. Он освободил нас от великих и древних тиранов, и освободил нас от собственной злой тирании – грехов наших.

Мы не боимся настоящего, потому что знаем, что настоящее в руках Господа. Нам не нужно паниковать и от будущего, потому что знаем как Христос умерший и воскресший не умрет никогда, так и мы вслед за Ним будем жить вечно. Будущее всецело в пронзенных руках Иисусовых, пробитых руках Искупителя, который владеет будущем, управляет всеми мирами. Мы знаем, что мы принадлежим Ему, а значит мы принадлежим бессмертию. Уже сейчас вечное блаженство доступно для нас на земле, только бы мы сами не отступили от Него. В день Пасхи мы действительно радуемся и ликуем, смерть побеждена, гибель преодолена, тление упразднено, грехи покрыты, нечестие уничтожено и свет воссиял в наших сердцах.

Мы подойдем сейчас к таинственной вечери, к тайному посвящению, в участии таинственных и невиданных мистериях Святого Духа, когда Дух Божий даст нам узреть, почувствовать и стать участником в величайшей Жертве Иисусовой, когда Христос приносит Сам Себя в жертву Великой Троицы. А Отец Небесный принимает Его жертву, а Дух Божий делает хлеб и вино, Кровью и Телом Христовым, делая жертву совершенной. Это Чаша Пасхи, Чаша вечной жизни, Чаша победы, через которую Христос входит в нас, но входит Он не один. Вместе с Ним входит в нас и Дух Святой, Дух Жизни, Дух Животворящий, Дух который воскресил Христа из мертвых, который дает нам сил принять Воскресшего Иисуса.

Вместе со Христом и Духом Святым в нас входит и Отец, потому что только через Христа мы имеем доступ к Отцу, как Он и сказал: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14:23).

Сейчас для нас открывает эта великая тайна, и мы будем участниками этой великой вечери, будем стоять со страхом и трепетом, с любовью и радостью и святиться великим светом, чтобы Христос воскресший вошел в нас. Как сказал Иоанн Богослов: «Безмерный океан света вытекает из воскресшего Иисуса». И чтобы мы сами были охвачены этим бескрайним океанам. Давайте и мы с вами будем как розги нового винограда, участниками этого Божественного веселья, приобщимся Царствия Христова, воспевая Его как Бога победителя смерти.

Как было сказано в Писании: «Да живет душа моя и славит Тебя, и суды Твои да помогут мне» (Пс. 118:175).

Христос Воскресе! Воистину Воскресе!