Преподобный Ефрем Сирин: Слово на второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа

Христолюбивые братия мои, послушайте о втором и страшном пришествии Владыки нашего Иисуса Христа. Вспомнил я об этом часе и вострепетал от великого страха, помышляя, что тогда откроется. Кто опишет это? Какой язык выразит? Какой слух вместит в себе слышимое? Тогда Царь царствующих, восстав с престола славы Своей, сойдет посетить всех обитателей вселенной, сделать с ними расчет, и, как следует Судии, достойным воздать добрую награду, а также подвергнуть казням заслуживших наказание. Когда помышляю о сем, страхом объемлются члены мои, и весь изнемогаю; глаза мои источают слезы, голос исчезает, уста смыкаются, язык цепенеет, и помыслы научаются молчанию. О, какая настоит мне нужда говорить нашей ради пользы! И страх нудит меня молчать.

93395

Таких великих и страшных чудес не было от начала твари и не будет во все роды. Не редко ныне бывает, если сильнее обыкновенного блеснет молния, то всякого человека приводит она в ужас, и все преклоняемся к земле. Как же тогда перенесем, как скоро услышим глас трубы с неба, превосходящий всякий гром, взывающий и пробуждающий от века уснувших праведных и неправедных? Тогда в аду кости человеческие, слыша глас трубы, со тщанием побегут, ища своих составов; тогда увидим, как всякое человеческое дыхание в мгновение ока восстанет с места своего, и все от четырех концов земли будут собраны на суд. Ибо повелит великий Царь, имеющий власть всякия плоти, и тотчас с трепетом и тщанием дадут – земля своих мертвецов, а море своих. Что растерзали звери, что раздробили рыбы, что расхитили птицы, все это явится во мгновение ока. Ни в одном волосе не окажется недостатка. Как снесем это, братия, когда увидим огненную реку, текущую с яростию, подобно свирепому морю, поядающую горы и дебри, пожигающую всю землю и дела, яже на ней? Тогда, возлюбленные, от огня сего реки оскудеют, источники исчезнут, звезды спадут, солнце померкнет, луна мимоидет, небо, по написанному, свиется аки свиток (Ис.34:4). Тогда посланные Ангелы потекут, собирая избранных от четырех ветр, как сказал Господь, от конец небес до конец их (Мф.24:31); тогда увидим, по обетованию Его, небо ново и землю нову (Ис.65:17). Как стерпим тогда, христолюбцы, когда увидим уготованный страшный престол и явившееся знамение креста, на котором Христос волею за нас пригвоздился? Тогда все увидят на высоте явившийся страшный и святый скипетр великого Царя, каждый наконец уразумеет и вспомнит слово предрекшего Господа, что явится знамение Сына человеческаго на небеси (Мф.24:30), и для всех сделается известным, что в след за сим явится Царь. В час сей, братия мои, каждый подумает, как встретить ему страшного Царя, и станет поверять все дела свои; потом увидит, что дела его, и добрые и худые, стоят перед ним. Тогда все милостивые и искренно покаявшиеся возрадуются, увидев предпосланные ими молитвы; сострадательные увидят, что нищие и убогие, которым здесь оказывали они милость, умоляют за них и возвещают благодеяния их пред Ангелами и человеками. Другие также увидят слезы и труды покаянные; и они предстанут радостными, светлыми, славными, ждуще блаженнаго упования и явления славы великаго Бога и Спаса вашего Иисуса Христа (Тит.2:13). И почему не сказать мне коротко о важнейшем? Когда услышим сей великий глас и страшный вопль, который с высот небесных скажет: “се жених грядет (Мф.25:6), се приближается Судия, се является Царь, се открывается Судия судей, се Бог всяческих грядет судить живых и мертвых!” тогда, христолюбцы, от вопля сего содрогнутся основания и утроба земли от пределов и до пределов ее, и море и все бездны; тогда на всякого человека, братия, придут теснота и страх и исступление от вопля и звука трубы, от страха и чаяния того, что грядет на вселенную; ибо, по написанному, силы небесныя подвигнутся (Мф.24:29). Тогда потекут Ангелы, соберутся лики Архангелов, Херувимы и Серафимы, и все многоочитые с крепостию и силою воскликнут: Свят, свят, свят Господь Саваоф, Сый и Иже бе и грядый Вседержитель (Апок.4:8). Тогда всякая тварь на небе и на земле и под землею с трепетом и крепостию возопиет: благословен грядый Царь во имя Господне (Мф.21:9), Тогда раздерутся небеса, и откроется Царь царствующих, пречистый и славный Бог наш, подобно страшной молнии, с силою многою и несравнимою славою, как проповедал и Иоанн Богослов, говоря: се грядет со облаки небесными, и узрит Его всяко око, и иже Его прободоша, и плач сотворят о Нем вся колена земная (Апок.1:7).

Какая душа захочет тогда показать в себе столько сил, чтобы стерпеть сие? Ибо небо и земля предадутся бегству, как говорит опять Богослов: видех престол велик бел и Седящаго на нем, Его же от лица бежа небо и земли, и место не обретеся им (Апок.20:11). Видел ли ты когда подобный страх? Видел ли подобные необычайные и страшные дела? Небо и земля побегут: кто ж после сего в состоянии будет устоять? Куда убежим мы грешные, когда увидим престолы поставленные и сидящего Владыку всех веков, когда увидим бесчисленные воинства, со страхом стоящие окрест престола? Тогда исполнится пророчество Даниилово. Зрях, сказано, дондеже престоли поставишася, и Ветхий денми седе, и одежда Его бела аки снег, и власы главы Его аки волна чиста, престол Его пламень огненный, колеса Его огнь палящ. Река огненная течаше исходящи пред Ним: тысящя тысящ служаху Ему, и тьмы тем предстояху Ему: судище седе, и книги отверзошася (Дан.7:9.10). Велик будет страх и трепет и исступление в час тот, братия, когда соберет Он нелицеприятное судилище, и отверзутся страшные сии книги, где написаны наши и дела, и слова, и все, что сказали и сделали мы в сей жизни, и что думали скрыть от Бога, но написанному, испытующего сердца и утробы (Апок.2:23); потому что власи главы вашея вси изочтени суть (Лк.12:7), т.е. изочтены рассуждения и помышления, в которых дадим мы отчет Судии.

О, сколько слез нужно нам ради этого часа! А мы пребываем в нерадении. О, сколько будем плакать и стенать о себе, когда увидим те великие дары, какие приимут от Царя славы добре подвизавшиеся! Тогда своими очами узрим неизреченное небесное царство, а с другой стороны увидим также открывающиеся страшные мучения, по средине же всякое колено и всякое дыхание человеческое от прародителя Адама до рожденного после всех, и все с трепетом преклоняют колена и покланяются на лице свое, как написано: живу Аз, глаголет Господь: яко мне поклонится всяко колено (Рим.14:11). Тогда, христолюбцы, все человечество будет поставлено среди царства и осуждения, жизни и смерти, среди безопасности и нужды; все будут в ожидании страшного судного часа, и никто никому не в силах будет помочь. Тогда потребуются от каждого исповедание веры, обязательство крещения, вера чистая от всякой ереси, печать несокрушенная и хитон неоскверненный, по написанному: вси иже окрест Его принесут дары (Пс.75:12) страшному Царю; потому что у всех вписавшихся в гражданство в святой Церкви потребуется отчет по силе каждого: сильнии сильне истязани будут, по написанному (Прем.6:6); и ему же дано много, много взыщется от него (Лк.12:48); и в ню же меру мерит каждый возмерится ему (Мк.4:24).

Впрочем, велик ли кто или мал, все равно исповедали мы веру и приняли святую печать; все одинаково отреклись диавола, дунув на него; и все одинаково дали обещание Христу, поклонившись Ему, если только уразумели вы силу таинства купели и отречения от чуждого. Ибо отречение, какое обязуемся делать при святом крещении, по-видимому, выражается не многими словами, но, по заключающейся в нем мысли, весьма важно. Кто возмог сохранить оное, тот преблажен. Ибо в немногих словах отрекаемся всего, именуемого худым, что только ненавидит Бог, отрекаемся не одного, не двух, не десяти худых дел, но всего, именуемого худым, всего, что ненавистно Богу. Например сказано: отрекаюсь сатаны и всех дел его. Каких дел? – Выслушай: блуда, прелюбодеяния, нечистоты, лжи, татьбы, зависти, отравления, гадания, ворожбы, раздражительности, гнева, хулы, вражды, ссоры, ревности; отрекаюсь пьянства, празднословия, гордыни, празднолюбия; отрекаюсь глумления, свиряния, бесовских песен, деторастления, гадания по полету птиц, вызывания духов, гадательного писания на листьях; отрекаюсь идоложертвенного, крови, удавленины и мертвечины. И к чему говорить много? Нет и времени перечислить все; оставим многое и скажем просто: отрекаюсь всего, бывающего в солнце, луне и звездах, в источниках и деревах, на распутиях, в жидкостях и чашах, и других многих бесчинных дел, о которых срамно и говорить. Всего этого и подобного тому, – всего, о чем все знаем, что это дела и учения диавольские, отрекаемся чрез отречение при святом крещении; всему этому научились мы, когда прежде были во тьме под властию диавола, пока не коснулся нас свет, когда проданы мы были под грех (Рим.7:14). Когда же человеколюбивому и милосердому Богу угодно было избавить нас от такого заблуждения: посетил нас Восток свыше, явилась благодать Божия спасительная, Господь предал Себя в замен за нас, искупил нас от идольской лести и благоволил обновить нас водою и духом. Посему отреклись мы всего этого, совлеклись ветхаго человека с деяньми его (Кол.8:9), облеклись же в нового Адама. Итак кто, по приятии благодати, делает упомянутые выше лукавые дела, тот отпал от благодати, и Христос нимало не воспользует ему, пребывающему во грехе.

Слышали вы, христолюбцы, какого множества худых дел отреклись вы в немногих словах: сего-то отречения и доброго исповедания потребуют от каждого из нас в тот час и день; ибо написано: от словес своих оправдишися (Мф.12:37); и еще Господь говорит: от уст твоих сужду ти, рабе лукавый (Лк.19:22).

Итак явно, что слова наши или осудят, или оправдают нас в час тот. Каким же образом будут все допрашиваемы? Пастыри, т.е. епископы будут вопрошены и о собственном их житии, и о пастве их; у каждого потребуют словесных овец, которых принял он от Пастыреначальника Христа. Если же по нерадению епископа погибнет овца, то кровь ее взыщется от рук его. Подобным образом и пресвитеры дадут ответ за Церковь свою, а вместе и диаконы и всякий верующий дадут ответ за дом свой, за жену, за детей, за рабов и рабынь: воспитывал ли он их в наказании и учении Господни, как заповедал Апостол (Еф.6:4). Тогда вопрошены будут цари и князи, богатые и бедные, великие и малые о всех делах, какие сделали. Ибо написано, что вси предстанем судищу Христову (Рим.14:10), да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага или зла (2Кор.5:10); и в другом месте написано: несть иже измет от руку Моею (Втор.32:39).

“Просим тебя сказать нам, что будет после сего”.

С болезнию сердца своего скажу, что не можете слышать, что будет после сего; прекратим лучше речь, христолюбцы.

Христолюбивые же опять сказали: “неужели сие страшнее сказанного прежде, что уже слышали мы от тебя?”

Учитель, заплакав опять, сказал: со слезами говорю вам; без слез и невозможно рассказать сего, потому что это будет последнее. Но поелику имеем заповедь от Апостола предать сия верным человеком (2Тим.2:2); вы же верные; то передаю вам сие, а вы поведайте и другим. Если болезную сердцем, повествуя о сем, то будьте сострадательны ко мне, благословенные братия.

Тогда, христолюбцы, после того, как исследованы и объявлены будут дела всех пред Ангелами и человеками, и все враги положены под ноги Его (1Кор.15:25), упразднится всяка власть и сила (24) и поклонится всяко колено Богови (Рим.14:11), по написанному: тогда отлучит их друг от друга, как пастырь отлучает овец от козлищ. У кого есть добрые дела и добрые плоды, те отделятся от бесплодных и грешных. И просветятся они, как солнце; именно те, которые соблюли заповеди Господни, которые милосерды, нищелюбивы, сиротолюбивы, странноприимны, одевают нагих, посещают заключенных в темницах, заступаются за утесненных, посещают больных, плачут ныне, как сказал Господь (Мф.5:4), обнищали ныне ради богатства соблюдаемого на небесах, прощают прегрешения братиям, соблюли печать веры несокрушенною и чистою от всякой ереси. Сих поставит Господь одесную; а козлищ – ошуюю, а именно тех, которые бесплодны, прогневали доброго Пастыря, не внимают словам Пастыреначальника, высокомерны невежественны, которые в настоящее время покаяния, как козлища, играют и нежатся, которые все время жизни своей иждивают в объядении, пиянстве и жестокосердии, подобно тому богачу, который никогда не оказывал жалости к бедному Лазарю. Потому и осуждены стоять ошуюю, как немилосердые, несострадательные, неимеющие ни плодов покаяния, ни елея в светильниках своих. А которые купили себе елея у бедных и наполнили им свои сосуды, те станут одесную во славе и веселии, держа светло горящие светильники, и услышат этот блаженный и благосердый глас: приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира (Мф.25:34). Стоящие же ошуюю услышат сей неприятный и строгий приговор: идите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его (41). Как вы не миловали, так и сами теперь не будете помилованы; как вы не слушали моего гласа, так и Я не буду теперь внимать вашим сетованиям; потому что Мне не послужили вы, не напитали алчущего, не напоили жаждущего, не приняли к себе странного, не одели обнаженного, не посетили больного, не пришли ко Мне, когда был я в темнице. Вы стали работниками и служителями другого господина, т.е. диавола. Потому удалитесь от Меня, делатели неправды. Тогда идут сии в муку вечную: праведницы же в живот вечный (Мф.25:46).

Все ли же пойдут в одну муку, или мучения различны? – Разные есть роды мучений, как слышали мы в Евангелии. Есть тма кромешняя (Мф.8:12): а из сего видно, что есть и другая тьма глубочайшая; геенна огненная (Мф.5:22) – иное место мучения, скрежет зубом (Мф.13:42) – особое также место; червь неусыпающий (Мк.9:48) – в ином месте; езеро огненное (Апок.19:20) – опять иное место; тартар (2Пет.2:4) – также свое место; огонь не угасающий (Мк.9:43) – особая страна; преисподняя (Фил.2:10) и пагуба (Мф.7:13) на своих местах; дальнейшия страны земли (Еф.4:9) – иное место; ад, где пребывают грешники, и дно адово – самое мучительное место. На сии-то мучения распределены будут несчастные, каждый по мере грехов своих, или более тяжких, или более сносных, по написанному: пленицами своих грехов кийждо затязается (Притч.5:22). То же значит и сказанное: биен будет много, и биен будет мало (Лк.12:47.48). Как есть различия наказаний здесь, так и в будущем веке. Живущие во вражде между собою, если случится им в таком состоянии переселиться из тела, в час суда найдут себе неумолимое осуждение, и как ненавистные будут посланы в кромешный огонь и нескончаемую тьму; потому что пренебрегли легкую заповедь Господню, которая гласит: любите друг друга (Ин.15:17), и отпущайте до семьдесят крат седмерицею (Мф.18:22).

Но всякий согрешивший не должен жить беспечно, а также и отчаиваться; потому что ходатая, имамы ко Отцу, Иисуса Христа, праведника: и Той очищение есть о гресех наших (1Ин.2:1.2) – о грехах не тех из нас, которые живут беспечно, лежат и спят, роскошествуют и смеются, но которые плачут, приносят покаяние, вопиют к Нему день и ночь; они приимут утешение от Утешителя. А кто согрешил и забыл грех свой, и в таком состоянии переселяется из тела, на того падет оный гнев Божий, о котором возвестил Манассия, сказав: нестерпим гнев, еже на грешники прещения Твоего (2Пар.36. Молит. Ман.) Горе любодею! Горе пиянице! Горе тем, которые с тимпаны и свирельми вино пиют, на дела же Господня не взирают (Ис.5:12); и не помнят словес Его! Горе тем, которые ругаются над Божественными Писаниями! Горе тем, которые губят время покаяния и обращения в рассеянности и смехе! Они взыщут времени, которое иждивали, и не найдут. Горе тем, которые вопрошают духов лести и внимают учениям бесовским; потому что в будущем веке осуждены будут вместе с бесами! Горе пишущим неправду! Горе тем, которые преданы ворожбе, гаданиям, деторастлению и делам сему подобным! Горе отнимающим плату у наемника, потому что отнимающий плату то же, что проливающий кровь! Горе судящим неправедно, оправдывающим нечестива, и еже есть праведное праведнаго вземлющим (Ис.5:23)! Горе тем, которые сквернят святую веру ересями и входят в согласие с еретиками! Горе недугующим неисцельною страстию, т.е. завистию и ненавистию! Но для чего говорить много и не пресечь вскоре слова? Горе всем, которым в оный страшный день выпадет жребий стоять ошуюю! Ибо покроются они тьмою и горько восплачут, когда услышат сей печальный приговор: идите от мене проклятии (Мф.25:41). Другие также услышат такой скорбный приговор: да возвратятся грешницы во ад (Пс.9:18). Иные услышат: аминь, аминь глаголю вам: не вем вас (Мф.25:12);отступите от Мене вси делателие неправды (Лк.13:27). А иные, именно завистливые, услышат: возьми твое и иди (Мф.20:14). Куда же идти? Явно, что туда же, куда пойдут и услышавшие: идите от Мене проклятии в огнь. Другие услышат: связавше ему руце и нозе, вверзите во тму крометнюю (Мф.22:13). Иные, подобно плевелам, будут связаны на сожжение в пещи огненной (Мф.13:42). Как много способов спасения, так много и обителей в царстве небесном, и как много видов греха и греховных дел, так много и родов мучения.

У кого есть слезы и сокрушение, плачьте со мною. А я, благословенные мои братия, вспомнил о сем бедственном разлучении, и не могу перенести сего; потому что в страшный оный час бедственною разлукою разлучены будут все друг с другом, и каждый пойдет в преселение, из которого нет возврата. Кто столько окаменел сердцем, чтобы с этого времени не оплакивать оного часа, когда епископы разлучены будут с соепископами, пресвитеры с сопресвитерами, диаконы с содиаконами и чтецы с своими сотоварищами? Разлучены тогда будут некогда царствовавшие, и восплачут, и будут изгнаны, как рабы; возстенают тогда князи и милосердые богачи, и отвсюду теснимые, станут смотреть; и нет, кто мог бы помочь; не видно богатства, не стоят пред ними льстецы; нигде не найдут они милости, потому что не миловали, и ничего не предпослали, чтоб найти помилование; как и Пророк говорит о таковых: уснуша сном своим, и ничтоже обретоша (Пс.75:6). Тогда разлучены будут родители с детьми, друзья с друзьями: печально когда разлучатся супруги, которые не соблюли ложа своего не оскверненным. Отлучены тогда будут девственники по телу, но немилосердые и жестокие нравом: суд бо без милости не сотворшему милости (Иак.2:13). Но прейду многое в молчании; потому что при сем повествовании объемлют меня страх и трепет, и скажу коротко: тогда грешные будут наконец изгнаны из судилища и отведены немилостивыми Ангелами, принимая от них толчки, побои, скрежеща зубами, все чаще и чаще обращаясь, чтобы увидеть праведников и ту радость, от какой отлучены. И увидят оный неизглаголанный свет, увидят красоты райские, увидят в той стране знакомых, увидят великие дары, какие приемлют от Царя славы подвизавшиеся в добре; потом постепенно отдаляясь от всех праведников, и друзей, и знакомых, сокроются наконец и от самого Бога, потеряв уже возможность зреть радость и истинный оный свет. Наконец приблизятся к описанным мучениям, и там будут рассеяны и расточены. Тогда-то увидят, что совершенно они оставлены, что всякая надежда для них погибла, и никто не может помочь им, или ходатайствовать за них; потому что праведен суд Божий; тогда то наконец в горьких слезах, рыдая скажут: “О, сколько времени погубили мы в нерадении! О, как были мы обмануты! О, как насмехались, слушая Писание! Там Бог говорил чрез Писание, и мы не внимали; здесь вопием, и отвращает Он лице Свое от нас. Что пользы доставили нам концы мира? Где отец, родивший нас? Где матерь, произведшая нас на свет? Где братья? Где дети? Где друзья? Где богатство? Где имение? Где людская молва? Где пиры? Где многолюдные и бесплодные гульбища? Где цари и владетели? Как никто из всех них не может спасти нас, и сами себе не в состоянии мы помочь? Но совершенно оставлены мы и Богом и святыми. Что будем делать? Нет уже времени для покаяния, не сильно уже хозяйство, нет уже пользы от слез, не видно уже нищих и убогих продающих елей; потому что торжище кончилось. Когда были у нас время и возможность, когда продающие со слезами взывали: покупайте; тогда, затыкая уши свои, не слушали мы и не покупали; а теперь ищем и не находим. Нет уже избавления нам бедным; не получим уже милости, потому что недостойны. Праведен суд Божий! Не увидим уже святых чинов, не узрим уже истинного света; от всех мы осиротели. Что же сказать нам наконец? Спасите нас, все праведные! Спасите, Апостолы, Пророки и Мученики! Спаси, лик патриархов! Спаси, чин монашествующих! Спаси, честный и животворящий крест! Спаси, царство небесное! Спаси, горний Иерусалим, матерь первородных! Спаси, рай сладости! Спаси и ты, Владычица Богородица, Матерь человеколюбца Бога! Спасите, отцы и матери, сыны и дщери! – Не увидим уже никого из вас”. Наконец каждый отходит на место мучения, какое уготовал себе злыми делами своими, идеже червь их не умирает, и огнь не угасает (Мк.9:48).

Вот сделал я, по вашему прошению, и исполнил ваше желание; вот узнали вы, что уготовим мы себе; вот слышали вы, что приобретают нерадивые, ленивые, некающиеся; слышали, как будут осмеяны посмевающиеся заповедям Господним: слышали, как обманывает и обольщает многих эта растлевающая душу жизнь; узнали, каким посмешищем будут издевающиеся над Божественными Писаниями. Никто да не вдается в обман, благословенные возлюбленные мои; никто да не остается в неверии, будто бы сказанное о суде – одни пустые слова. Напротив того в точности и несомненно будем все верить Господу, по Божественным Писаниям, что есть воскресение мертвых и суд и воздаяние за добрые и худые дела. Презрев все временное, и пренебрегши оным, озаботимся, как предстать и дать ответ пред страшным судилищем в этот трепетный и страшный час; ибо это час многослезный, многоболезненный, многоскорбный, подвергающий оценке целую жизнь. О сем страшном дне и часе предрекали святые Пророки и Апостолы; о сем дне и часе Божественное Писание, от концов до концов вселенной, в церквах и на всяком месте, вопиет и всем свидетельствует и всех умоляет, говоря: смотрите, братие, внимайте, трезвитесь, молитесь, милосердствуйте, будьте готовы, яко не весте дне ни часа, в оньже Сын человеческий приидет (Мф.25:13). Итак все богоносные мужи, как сказал я, со скорбию и слезами взывают, предназнаменуя нужду оного дня. О сем дне сказал Исаия Пророк: се Господь грядет растлити всю землю и грешники погубити от нея (Ис.13:5.9). И тот же пророк говорит еще: се Господь идет, и мзда Его с Ним, и дело каждого пред Ним (Ис.40:10). Иной Пророк вопиет, говоря: се Господь грядет. И кто стерпит день пришествия Его, и кто постоит в видении Его (Мал.3:2)? Другой же пророк взывает, говоря: Господи, услышах слух Твой, и убояхся, и вниде трепет в кости моя (Авв.3:1.16). Другой Пророк вопиет от лица Господня, говоря: в день отмщения воздам, и несть иже измет от руку Моею (Втор.32:35.39). О сем дне сказал Богоглаголивый Давид: Бог яве приидет, Бог наш, и не премолчит: огнь пред Ним возгорится, и окрест Его буря зелна (Пс.49:3). О сем дне вопиет и Павел Апостол: в день егда судит Бог тайная человеком, по благовестию Моему (Рим.2:16); и еще говорит: блюдите убо, како ходите (Еф.5:15); страшно есть еже впасти в руце Бога живаго (Евр.10:31). Вопиет же о дне сем и блаженный Петр, верховный Апостол, говоря: день Господень яко тать в нощи, тако приидет, егоже ради небеса жегома разорятся, стихии же опаляеми растаются (2Пет.3:10.12). И что говорю о Пророках и Апостолах? Сам Владыка наш и Господь засвидетельствовал о дне оном, говоря: внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством и печалми житейскими, и найдет на вы внезапу день той: яко сеть бо приидет на вся живущыя на лицы всея земли (Лк.21:34.35). Бдите убо, яко в оньже час не мните, Сын человеческий приидет (Мф.24:42.44), и: подвизайтеся внити сквозе тесная врата (Лк.13:24), вводящие в жизнь.

Сим путем будем идти, братия мои, чтобы наследовать нам вечную жизнь. Ибо кто им идет, о том нет сомнения, что наследует вечную жизнь; потому что самый путь есть жизнь. Хотя и немного обретающих оный, но мы, возлюбленные, не будем терять сего пути. Никто из вас да не идет не по оному, чтобы не придти в погибель; как и Пророк говорит: да не когда прогневается Господь, и погибнете от пути праведнаго (Пс.2:14). Послушаем, что говорит Владыка. Аз есмь свет миру (Ин.8:12). Аз есмь путь (Ин.14:6). Ходяй по Мне не поткнется, но имать свет животный (Ин.8:12. 11:9). Итак пойдем сим блаженным путем, которым шествовали все возлюбившие Христа. Скорбно шествование по сему пути, но блаженно упокоение. Жестоко шествование, но место отдохновения пространно. Шествование по оному – покаяние, пост, молитва, бдение, смиренномудрие, духовная нищета, небрежение о плоти, рачение о душе, возлежание на голой земле, воспрещение себе омовений, голод, жажда, нагота, милостыня, слезы, плач, воздыхание, коленопреклонения, бесчестие, гонения, разграбления, заушения, рукоделия, беды, наветы. Шествование по оному пути – быть укоряему и терпеть, быть ненавидиму и не питать ненависти, злострадать и воздавать за сие добром, прощать долги должникам, полагать душу за друзей, а наконец пролить кровь за Христа, когда потребуют того обстоятельства. Если кто пойдет сими узкими вратами и сим тесным путем, то приимет он блаженное воздаяние, воздаяние небесное, которому не будет никогда конца. А широкие врата и пространный путь вводят в пагубу. Шествование по оному в настоящем радостотворно, а там скорбно; здесь сладко, а там горчае желчи; здесь легко, а там тяжело и болезненно; здесь представляется неимеющим никаким последствий и ничего не значущим, а там, подобно диким зверям, окружит совершивших путь и не покаявшихся, по слову Пророка. Ибо говорит он: в день лют беззаконие пяты моея обыдет мя (Пс.48:6), т.е. обыдет порочность сей жизни или хождение по пространному пути, которые отчасти исчислил Апостол, говоря: яже суть, блуд, прелюбодеяние, нечистота, идолослужение, рвение, завиды, ярость, распри, зависти, убийства (Гал.5:19.20) и тому подобное. Это – хождение по пути пространному; равно как смехотворства, кличи, забавы, гусли, свирели, пляски, омовения, пышные одежды, многоценные вечери, рукоплескания и молва, беззаботные пения, мягкие постели, различные ложа, объядение, братоненавидение, и что всего хуже, нераскаянность и непамятование об исшествии из этой жизни. Таковы шествования по сему неудобному пути, которым идут многие; и потому найдут они сообразное с сим пристанище, вместо наслаждения – голод, вместо пиянства – жажду, вместо покоя – болезнь, вместо смеха – рыдание, вместо гуслей – плач, вместо утучненной плоти – червя, вместо беззаботности – заботу, вместо плясок – пребывание с демонами, вместо бездельных занятий, ворожбы и других лукавых предприятий – тьму кромешнюю, геенну огненную и все тому подобное, что составляет пажити смерти, где пасет она овец своих, учеников и друзей своих, идущих путем широким и пространным, по слову Пророка. Ибо говорит он: яко овцы во аде положени суть, смерть упасет я (Пс.48:15).

А мы, возлюбленные братия, уклоняясь от сего неудобного пути, послушаем Господа, Который говорит: подвизайтеся внити сквозе тесныя врата: яко мнози, глаголю вам, взыщут внити и не обрящут (Лк.13:24). И другое много подобное сему вопиет Господь и все богоносные мужи. Сей день содержа в уме, святые мученики не жалели тела своего, но претерпевали все роды мучений, увеселяясь надеждою получить венцы; иные в пустынях и на горах подвизались, и ныне подвизаются в посте и девстве. Не только мужи, но и жены, – более немощный пол, шествуя узкими вратами и тесным путем, восхищали небесное царство. Кто же стерпит сей стыд, когда жены будут в тот день увенчаны, а многие мужи посрамлены? Ибо несть там мужеский пол ни женский (Гал.3:28), но каждый по труду своему получит награду свою. И не только бывало сие в пустынях и на горах, но еще более в городах, на островах и в церквах просияло множество спасающихся; поколику каждый в чине своем тщательно соблюдал Владычние заповеди, просияли епископы, пресвитеры и прочие чины церковные; цари и князи, начала и власти; потому что Владыка Бог не положил различия, не предпочел одного места другому, но сказал так: идеже аще собрани во имя Мое, в пустыне ли то и на горах и в вертепах, или на всяком месте владычества Моего, — ту есмь посреде их (Мф.18:20), и с ними буду до скончания века, и в будущий век упасу их в бесконечные веки.

Сие-то страшное судилище и Сего неподкупного Судию имея в уме, блаженный Давид каждую ночь омочал ложе слезами и умолял Бога, говоря: Господи, не вниди в суд с рабом Твоим (Пс.142:2), да не угодно будет Тебе, человеколюбец, вести со мною прю. Не имея никакого оправдания, по тому самому умилостивляю благость Твою, не вниди в суд с рабом Твоим; ибо если восхощешь сие сделать, то не оправдится пред Тобою всяк живый(Пс.142:2). Смотрите, братия, как блаженный Давид страшится оного дня и часа, молится и готовится к ответу. Посему приступите и вы, христолюбивые братия, пока не настал оный день, пока торжище не кончилось, пока видимо не пришел Бог и не застал вас неготовыми; предварим лице Его исповеданием, покаянием, молитвами, постом, слезами, странноприимством; предварим, пока не пришел Он видимо и не нашел нас неготовыми. Не престанем приносить покаяние, неотступно умолять и готовиться во сретение Господу, все вкупе, мужи и жены, богатые и бедные, рабы и свободные, старцы и юноши.

Смотрите, да никто не говорит: “много нагрешил я, нет мне прощения”. Кто говорит это, тот не знает, что Бог есть Бог кающихся, пришел на землю ради злостраждущих, и сказал: радость бывает о едином грешнице кающемся (Лк.5:10); и еще: не придох призвати праведных, но грешныя в покаяние (Лк.5:32). Истинное же покаяние состоит в том, чтоб удалиться от греха и возненавидеть оный, подобно тому, кто говорит: неправду возненавидех и омерзих (Пс.118:163); и еще: кляхся и поставих сохранити судьбы Твоя (106). И тогда Бог с радостию приемлет приходящего к Нему.

Но смотрите, никто да не дерзнет сказать: “я не согрешил”. Кто говорит это, тот слеп, смежил очи, сам себя обманывает и не знает, как окрадывает его сатана и в словах и в делах, то чрез слух, то чрез глаза, то чрез осязание, то чрез помыслы. Ибо кто похвалится, что у него невинно сердце и все чувства чисты? Никто не безгрешен, никто не чист от скверны, никто из человеков не свободен совершенно от вины, кроме Того единого, кто нас ради обнищал богат сый. Безгрешен Он один – вземлющий грех мира, желающий спастись всем человекам, не хотящий смерти грешников, человеколюбивый, всесильный, Спаситель всех людей, Отец сирот, Судия вдов, Бог кающихся, Врач душ и телес, надежда безнадежных, пристань обуреваемых, помощь беспомощных, путь жизни, всех призывающий к покаянию, и не отвращающийся ни от кого из кающихся. К Нему прибегнем и мы; потому что все грешные, прибегавшие к Нему, улучали спасение.

Посему и мы, братия мои, не будем отчаиваться в своем спасении. Согрешили мы? покаемся. Тысячекратно согрешили? тысячекратно принесем покаяние. Бог радуется о всяком добром деле, преимущественно же о душе кающейся: ибо весь преклоняется к ней, приемлет ее собственными руками и призывает, говоря: Приидите ко Мне вси труждающиися (Мф.11:28); потому что грядущаго ко Мне не изжену вон (Ин.6:37); приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы в горнем граде, где все святые Мои упокоеваются в великой радости: приступите к той неизглаголанной, несравненной и неисповедимой радости, к тем благам, в няже желают Ангели приникнути (1Пет.1:12); приступите туда, где лики и чины праведников. Там Авраамово лоно приемлет претерпевших скорби, как прияло некогда нищего Лазаря; там отверзаются сокровища вечных благ Моих; там горний Иерусалим – матерь первородных; там блаженная земля кротких. Приидите ко Мне вси, и Аз упокою вы, упокою там, где все тихо и безмятежно, где все светло и приятно для зрения, где нет ни обидящего, ни притесненного, где нет уже ни греха, ни покаяния, где свет неприступный и радость неизглаголанная. Блажени плачущии (Мф.5:4); плачьте, приносите покаяние, обратитесь ко Мне, и Аз упокою вы там, где нет ни труда, ни слез, ни заботы, ни попечения, ни сетования. Обратитесь, сыны человеческие, и Аз упокою вы там, где несть мужеский пол ни женский, где нет ни диавола, ни смерти, ни поста, ни печали, ни ссоры, ни рвения, но радость и мир, упокоение и восторг. Обратитесь ко Мне, и Аз упокою вы, где вода упокоения, и место злачно (Пс.22:2), и виноград, возделанный Богом всяческих, на той блаженной земле кротких, на которой произрастаю Я – истинная лоза,Еяже Делатель (как слышите, Ин.15:1) – Отец. Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы там, где жизнь нетленная и увеселение всякою благостию. Приидите ко Мне вси труждающиися, и Аз упокою вы там, где одно достолюбезное, где непрестанное радование, вечное веселие, невечерний свет, незаходимое солнце. Возмите иго Мое на себе, и научитеся, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим (Мф.11:29) там, где глас празднующих, где открываются недоведомые сокровища мудрости и ведения. Приидите ко Мне вси, и Аз упокою вы там, где великий дар, несравненная радость, неизменное веселие, непрекращающееся песнопение, немолчное славословие, непрестанное благодарение, непрерывное богословие, нескончаемое царство, несметное богатство, беспредельные веки, бездна щедрот, море милосердия и человеколюбия, и все, что не может быть изглаголано человеческими устами, высказывается же только в гаданиях. Там тьмы Ангелов, торжество первородных, престолы Апостолов, первоседалища Пророков, скипетры патриархов, венцы мучеников, похвалы праведных; там отложена награда и уготовано место для всякого начала, власти и чина. Приидите ко Мне вси алчущие и жаждущие правды, и Я исполню вас благами, каких возжелали вы, их же око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша (1Кор.2:9). Ибо сие уготовал Я кающимся о пути своем лукавом; сие уготовал Я для милостивых и нищих духом; сие уготовал Я для плачущих в покаянии; сие уготовал Я для миротворцев; сие уготовал Я для гонимых, укоряемых ради Меня. Приидите ко Мне вси обремененнии, отрясите и свержите с себя бремя грехов; ибо, прибегая ко Мне, никто не оставался обремененным, но бросал худой навык, отучался от того искусства, какое ко вреду занял у диавола, научась у меня искусству доброму. Волхвы, пришедши ко Мне, бросали волхование, и научались боговедению; мытари оставляли мытницы и составляли из себя церкви; гонители переставали гнать и желали быть гонимыми. Блудницы возненавидели блудодеяние и возлюбили целомудрие; разбойник оставил убийства, отучился от разбойнического промысла, воспринял чистую веру и стал жителем рая. Посему приидите ко Мне и вы; ибо грядущаго ко Мне не изжену вон (Ин.6:37).

Слышали вы, возлюбленные, благие обетования и сладчайший глас Спасителя душ наших. Кто видел такого доброго врача? Посему приидите, поклонимся и припадем Ему, исповедуя грехи свои. Слава человеколюбию Его, слава долготерпению Его, слава благости Его, слава снисхождению Его, слава щедротам Его, слава царству Его, слава, честь и поклонение имени Его во веки. Аминь. Еще скажу, и не престану говорить: не поленимся, не убоимся, мы грешные, не перестанем взывать день и ночь со слезами; ибо Он милостив и не лжив, несомненно сотворит отмщение за вопиющих к нему день и ночь. Он Бог кающихся, Отец, Сын и Святый Дух. Ему слава и держава во веки веков! Аминь.