• Главная »
  • Аналитика »
  • Может ли новая фаза «холодной войны» реально может превратиться в полномасштабный вооруженный конфликт?

Может ли новая фаза «холодной войны» реально может превратиться в полномасштабный вооруженный конфликт?

 

Итак, мечты многих государственных деятелей, что после проведения Ялтинской конференции лидеров Советского Союза, США и Великобритании 70 лет тому назад, эта «тройка» создаст прочные основы союзничества и в послевоенные годы, оказались нереализованными. Желание трех держав-победительниц перенести опыт взаимодействия, достигнутый в годы войны, на мирный послевоенный  период, о чем говорилось в итоговом документе Ялтинской конференции, оказалось забытым. Фултонская речь Уинстона Черчилля в марте 1946 года, создание НАТО в апреле 1949 года и подписание директивы Трумэном о развертывании ядерного оружия США Европе в сентябре 1950 года окончательно похоронили эти иллюзии.

1396463418_novaya-holodnaya-voynushka[1]

Был забыт и более поздний лозунг, провозглашенный Советом Россия-НАТО в Лиссабоне в ноябре 2010 года, который призвал создавать между сторонами «подлинное стратегическое и модернизированное партнерство, основанное на принципах взаимного доверия …, с целью внести свой вклад в создание единого пространства мира, безопасности и стабильности в Евроатлантическом регионе».

Но ради взращивания еще одного антироссийского союзника в лице Украины и решения еще ряда задач усилиями ведущих стран трансатлантического альянса на рубеже 2014-2015 годов была начата новая фаза «холодной войны», которая стала более непредсказуемой и более опасной, чем ее послевоенный вариант.

Отличительными чертами новой фазы «холодной войны» являются:

Отличие первое. Это участившиеся попытки незаконной смены власти на постсоветском пространстве, в особенности, с помощью специальных служб ведущих стран НАТО, с широким использованием СМИ, информационных и коммуникационных технологий, а также некоммерческих (неправительственных) организаций.

В частности, на Украине с целью свержения президента Виктора Януковича в феврале прошлого года были выделены не только 5 млрд. долларов по линии открытых государственных структур США, но и еще 5 млрд. долларов по каналам ЦРУ. Неизвестно, сколько миллионов долларов было доставлено в период «майдана» в Киев диппочтой из Варшавы и Вашингтона. Но хорошо известно, что для обеспечения победы прозападного кандидата на президентских выборах 2004 года на Украине Вашингтон активно финансировал до 400 различных украинских НКО, связанных с проведением выборов и распространением общественно-политической информации.

Второе отличие. Это достигнутая качественно более высокая степень массированного наращивания военного потенциала и военной активности НАТО по периметру границ Российской Федерации – по явно заниженным данным генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга, такое усиление преодолело пятикратный рубеж. Только активность ВВС 15 стран-членов НАТО в рамках операции «Балтийское воздушное патрулирование» в государствах Балтии возросла более чем 1200 раз при расчетах в самолето-днях и если учесть, что эта операция проводится круглосуточно и круглогодично. Россия не может не учитывать, что четыре типа самолетов, используемых в ходе этой операции, имеют двойное назначение, то есть являются потенциальными носителями тактического ядерного оружия.

К 150 военным базам Соединенных Штатов и их союзников, расположенным в непосредственной или относительно близкой удаленности от российских рубежей, добавились еще 8 военных баз, а также два командно-управленческих центра НАТО (будут добавлены еще 4). Появляется тяжелая американская военная техника, самолеты дальнего радиолокационного обнаружения. Возросло количество военных учений и маневров ведущих стран альянса у российской территории: каждое новое учение начинается через день.

Произошло увеличение общего количества внешних угроз и опасностей против России: с 13 угроз в период принятия Военной доктрины в 2010 году до 17, что нашло свое отражение в актуализированной Военной доктрине Российской Федерации, одобренной 26 декабря прошлого года.

Наибольшая военно-стратегическая опасность появится в ближайшие годы. Предположительно через 5-6 лет Соединённые Штаты произведут больше ракет-перехватчиков глобальной системы ПРО наземного и морского базирования, чем останется у России стратегических ядерных средств в соответствии с положениями Пражского договора СНВ-3 после его полной реализации в 2021 году. Прикрывшись мощным «противоракетным щитом», США могут нанести первый ядерный удар по любому из семи государств, которые перечислены как объекты «инициативного» ядерного нападения в их «генеральном плане ведения всеобщей ракетно-ядерной войны». Создание такого специфического американского «щита» с помощью ряда других государств-членов НАТО не ограничивается никакими международно-правовыми обязательствами. Если не принять соответствующих ограничительных мер, что стратегическая стабильность в мире может быть основательно подорвана.

Описанная ситуация усилится тем обстоятельством, что в соответствии с решениями саммита трансатлантического альянса, состоявшегося в Чикаго в мае 2012 года, такая противоракетная инфраструктура в стратегически-оперативном плане стала «сцепленной» с ракетно-ядерными и обычными средствами США и НАТО. Формулировка о создании такого механизма вновь появилась в итоговом документе недавнего саммита Североатлантического союза, проведённом в британском Ньюпорте в сентябре прошлого года.

Третье отличие, котороесамым непосредственным образом связанно со второй особенностью. Это полный застой в решении проблем контроля над вооружениями в условиях, когда между Россией и США имеются 15 нерешенных проблем в этой сфере.

В частности, нет никаких переговоров ни в ракетно-ядерной сфере, ни по запрещению противоспутниковых систем, ни по сокращению избыточных обычных вооружений, ни по ограничению масштабной военной деятельности, ни в других сферах.

Следует напомнить, что в период «холодной войны 1.0» было заключено в общей сложности семь соглашений об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений, две конвенции о запрещении двух классических видов оружия массового поражения, соглашение о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, несколько международных договоров об использовании космического пространства в мирных целях, о мерах доверия в военной деятельности на суше и на море, многосторонний договор об ограничении обычных вооружений в Европе.

Четвертое отличие первой фазы «холодной войны» от второй заключается в том, что западные страны стали использовать финансово-экономические санкции против России в гораздо более широких масштабах, чем прежде – как по объему, так и по отдельным направлениям секторального и даже персонального характера.

Если бы такие санкции были введены в отношении Украины, то необъявленная война нынешних киевских лидеров против народа Донбасса уже была бы давно прекращена.

С другой стороны, любое усиление названых санкций против России никогда не приведет к отказу ее граждан от нынешнего статуса Крыма, который навечно «вернулся в родной дом». Крым был, есть и навсегда будет оставаться российской землей. Он больше никогда и никому не будет передан или подарен. Если этого еще не поняли в Вашингтоне и в столицах многих европейских государств, то это их собственные проблемы.

Пользуясь случаем, поздравляю всех крымчан с долгожданным воссоединением Республики Крым с ее исторической, экономической, культурной и духовной Родиной. Честь и слава мужеству и стойкости ваших граждан, столь широко и динамично проявленные в те драматические весенние дни прошлого года.

Пятое отличие. Появилась более милитаристская и воинственная антироссийская риторика, зачастую с прямыми угрозами в адрес России.  Применительно к ней повсеместно используются термины: «агрессия», «аннексия», «нарушения международного права»,предупреждения, что Россия за свою политику на международной арене «заплатит высокую цену».Барак Обама уже трижды публично делал одно и то же заявление о том, что из-за своих действий Россия занимает промежуточное место между лихорадкой Эбола и террористическим псевдогосударственным образованием «ИГИЛ». Известное высказывание Рональда Рейгана, произнесенное 11 августа 1984 года перед включенным микрофоном о том, что он объявил Советский Союз «вне закона» и отдал приказ начать его бомбардировку «через пять минут» на фоне этих высказываний Барака Обамы выглядит просто глупой шуткой.

Но подобные высказывания нынешнего американского президента в адрес России – это не шутка. Это крайне опасные высказывания, имеющие далеко идущие негативные последствия. Похоже, что менталитет «холодной войны» в военно-политическом руководстве США и НАТО не исчез. Наоборот, он крепко засел в их представлениях о развитии мира и своей роли в нем.

Результат: нынешняя новая фаза «холодной войны» может оказаться долговременной и более опасной, чем «холодная война», продолжавшаяся почти 70 лет. Она порождает новые опасности: новая фаза «холодной войны» приведет к дальнейшей милитаризации США и Североатлантического союза и к усилению их агрессивности.

Эта новая фаза затормозит процесс общения лидеров великих держав, который является крайне необходимым, в особенности, в периоды кризисов. Эта фаза негативно скажется на продвижении сбалансированного контроля над вооружениями и на общемировых военных расходах. Эта фаза отложит на долгие годы реализацию идеи о создании безъядерного мира.

Как недавно отметил ветеран американской дипломатии и политологии Генри Киссинджер «новая холодная война» существует и представляет собой опасность, игнорирование которой может превратиться в «трагедию».

Эта трагедия заключается в том, что новая фаза «холодной войны может постепенно трансформироваться в «горячую войну». Ее критическая масса для этого изо дня в день накапливается. Она не исчезает и не уменьшается.

Пример пока ограниченной «горячей войны» – геноцид нынешних антиконституционных руководителей Украины на Донбассе. Такого безжалостного примера уничтожения своих собственных граждан с помощью тяжелых вооружений, запрещенных кассетных и фосфорных боеприпасов Европа давно не знала. Свыше 5 тысяч убитых и более 12 тысяч раненых мирных граждан Донбасса (по состоянию на 3 февраля с.г.), а также свыше миллиона внешних беженцев из Украины в различные страны, но в основном в Россию – это прямой укор не только Киеву, но и Вашингтону, Лондону, Берлину и Парижу.

При полной моральной и военно-технической поддержке США и их союзников по НАТО Киев не желает прекращать преступную и масштабную необъявленную войну против народа Донбасса, которая однозначно подпадает под определение «военные преступления», под термин «преступления против человечности», под политику геноцида. Это не гражданская война. Ополчение воюет не с гражданским населением Украины, а с армией Украины и разного рода террористическими вооруженными группировками типа «Азова», «Айдара» и т.д. Употреблять термин «гражданская война» в данном контексте – это значит ставить на одну доску киевских военных преступников и защитников Новороссии – самоотверженных борцов за свободу.

Фактически именно Украина является государством-агрессором – агрессором против своего собственного народа. В Киеве и во многих западных столицах не понимают двух основополагающих вещей: 1) безжалостно убивая своих собственных граждан, Украина убивает свое собственное геополитическое и экономическое будущее: в огне необъявленной войны гибнет самая активная и трудоспособная часть населения страны; 2) огнем и мечом украинские лидеры не решат в свою пользу проблему Донбасса, не желающего жить в составе столь антигуманного государства, каковым себя проявляет Украина.

Реализуя такую политику, Украина грубо нарушает Устав ООН, Хельсинкский Заключительный акт, документы ОБСЕ и Будапештский меморандум 1994 года. К сожалению,  страны НАТО и ЕС помогают ей в этом. Не только морально или экономически, но и поставками летальных, смертоносных видов вооружений.

Ни президент Барак Обама, ни его министры так и не ответили на простой вопрос: для чего они совершили антиконституционный переворот в Киеве в феврале прошлого года, ради каких целей они стали поставлять смертоносные вооружения украинским вооруженным силам. И не ответят. А тем временем ВСУ уже поставляются не только автоматические винтовки и оптические прицелы, но и противотанковые и переносные зенитные комплексы, минометы и боеприпасы к ним.

Но и без разъяснений Вашингтона ответ предельно ясен – для чего он и его союзники военно-политическим путем вмешались в дела Украины. Вмешались, преследуя свои долговременные стратегические цели широкого спектра.

Применительно к России: это геополитические цели – ослабить ее военно-политический и финансово-экономический потенциал и впоследствии дезинтегрировать ее, а также создать как можно большее количество прозападных, антироссийских государств по периметру российских границ. Применительно к России – это также желание США и НАТО внедрить даже не «замороженный конфликт» на Украине поближе к российским рубежам, а поддерживать постоянно разгорающийся конфликт для оправдания своей военной активности у нашего порога и в качестве средства сталкивания славянской цивилизации во взаимно уничтожающем противоборстве.

Как отмечал в прошлом году американский политолог Стивен Коэн: «The current crisis is the most worse and potentially the most dangerous confrontation between the USA and Russia since the end of the Carribean crisis. This is a new «Cold War», and its epicenter is currently not in Berlin, but rather near the Russian borders».

Применительно к России – это одновременно стратегическая цель персональной направленности: подорвать престиж Президента Владимира Путина (задача минимум) и добиться его свержения (задача максимум), заменив на более либерального лидера, безропотно воспринимающего решения Запада. В более широком контексте – давно ставится задача создать в научно-интеллектуальных и производственных сферах России элиту, устойчиво ориентированную на Запад.

Применительно к НАТО – это постановка перспективной цели: укрепить трансатлантические связи, повысить военные расходы альянса и его силовой потенциал в глобальном масштабе в виде Объединенных оперативных сил повышенной степени развертывания.

Применительно к Европе ставится параллельно иная стратегическая задача: ослабить конкурентоспособность европейской торговли и экономики относительно американской, но без их глубокого подрыва. В частности, применительно к России и Германии – это не допустить «опасный» для США союз немецких технологий и капитала с громадными российскими природными и человеческими ресурсами.

Нынешняя конференция в Ливадии проводится накануне очередной Мюнхенской конференции по вопросам безопасности, которая состоится 6-8 февраля. Ее председатель, бывший высокопоставленный немецкий дипломат Вольфганг Ишингер, распространил специальный «Мюнхенский доклад по безопасности-2015».

Но доклад не содержат рекомендаций по укреплению европейской безопасности. Да и на самой Мюнхенской конференции, за редким исключением, вообще не даются рецепты в этом направлении. На 70 страницах документа проигнорированы такие важнейшие для глобальной и европейской безопасности темы, как продолжающееся развертывание системы ПРО США в Европе; сохраняющееся на европейском континенте американское тактическое ядерное оружие, которое подвергается глубокой модернизации; наличие у США стратегий «наступательного ядерного сдерживания» и «расширенного ядерного сдерживания», которые предусматривают нанесение первого ядерного удара по большой группе государств; забыта важность выработки принципиально нового Договора об обычных вооруженных силах в Европе.

Резюме: новая фаза «холодной войны» реально может превратиться в «горячую войну». Инициаторами качественно новой фазы «холодной войны» являются США и ведущие страны НАТО, несмотря на их заявления о полной непричастности к ней и о том, что такая война закончилась 25 года назад. Их причастность к ней налицо. Острие такой войны направлено не только на Россию. Пагубность негативных последствий такой войны проецируется не только на российско-американские и российско-натовские отношения, но и на глобальную ситуацию в целом.

Россия не может позволить появления ни новой фазы «холодной войны, ни какой-то «горячей войны» – ни для себя, ни для всего остального мира.

Источник