• Главная »
  • Аналитика »
  • Генерал-лейтенант Л.П. Решентников: Мы-то определяем понятие «русский» по духу, воспитанному Русской Православной Церковью

Генерал-лейтенант Л.П. Решентников: Мы-то определяем понятие «русский» по духу, воспитанному Русской Православной Церковью

Леонид Петрович РешетниковЛеонид Петрович Решетников
директор РИСИ, генерал-лейтенант,
кандидат исторических наук

 
 
 
 

Выступление директора РИСИ Л. П. Решетникова на пленарном заседании Первого Калининградского форума Всемирного Русского Народного Собора «Рубежи Российской государственности: глобальные вызовы, региональные ответы»

Ваше Святейшество, уважаемые дамы и господа! Наш институт, учрежденный Президентом Российской Федерации, занимается анализом внешней политики, внешнеполитической ситуации в мире, включая доклады администрации и Президенту. Хочу сказать, что все наши работы показывают, что сейчас России объявлена самая настоящая война. Объявлена Соединенными Штатами Америки, объявлена ближайшими союзниками США. Из этого мы должны исходить. Нам предстоят тяжелые годы противостояния и давления. Почему нам объявлена война? Наш Патриарх сейчас очень точно, ёмко это объяснил. Он сказал первую фразу: мы не простая страна, мы государство-цивилизация. Мы должны это хорошо понимать.

Мы, став на путь возрождения в двухтысячных годах, стали подниматься именно как возможная альтернатива разваливающемуся, уже, как правильно Сергей Юрьевич Глазьев говорит, не постхристианскому миру, а уже совсем после христианскому миру. И вот против этой альтернативы и поднялась мощнейшая волна давления, перерастающая в вооруженные конфликты, в вооруженные выступления. Мы должны быть готовы сейчас ко всем вариантам: неожиданным убийствам, каким-то попыткам переворота, какой-то постоянной клеветнической кампании, вбросов каких-то сенсаций, и быть готовыми к действиям самого прямого грубого вмешательства в наши внутренние дела. То, что Всемирный Русский Народный Собор делает, может быть, не делает сейчас никто в России. Мы подымаем самый главный вопрос — русский вопрос. Кроме нас, русских, нет ответственных за судьбу России. Все остальные народы составляют меньшинство. Они смотрят как мы, русские, будем себя вести, как мы, русские, способны сформулировать, как мы, русские, способны предложить свою цивилизационную инициативу. Мы знаем, что русские — это понятие не по крови. По крови как раз определяют те, кто сидел здесь 70 лет назад. Мы-то определяем понятие «русский» по духу, по нашему духу, воспитанному Русской Православной Церковью, по восприятию мира, поэтому мы цивилизация-государство. Мы не национальное государство, мы русские по духу, и это очень важный, может быть, главный вопрос.

2_MG_9567[1]

Святейший Патриарх сегодня сказал, что Калининградская область — это русская земля, русский край. Не надо стесняться, не надо забывать, что русские всегда были стержнем и ответственны за судьбу нашего государства. Пример Украины нам хорошо сейчас показывает, что произошло. Куда делись 25 миллионов русских? Я сам русский харьковчанин. Почему они как-то растворились? Потому что произошла потеря русской идентичности. Нас в Советское время в Харькове воспитывали как отдельных. Нам предлагался постоянно украинский язык и литература, мы его учили, мы постоянно учили историю Украины. Нам все внушалось: там есть Москва, есть кацапы, а мы — отдельные. Я видел как мои соученики — армяне, евреи, русские — воспринимали эту отдельность. А в 1991 году началась уже враждебность, враждебная пропаганда. Мы особые на Украине, мы не связанные с вами. Только Русская Православная Церковь постоянно подчеркивала связь с Россией, а в светской пропаганде шла другая пропаганда на Украине. И на это легла враждебность. Нам, действительно, и как говорил Губернатор Николай Цуканов сегодня, не надо увлекаться какой-то особенностью, какой-то спецификой. Вся специфика идёт к тому, что молодежь постепенно уходит от общегосударственной, общероссийской, общерусской идеи, как она ушла на Украине.

Молодежь, воспитанная за последние 20 лет на базе враждебной пропаганды, не полностью, но во многом ушла от нас. У них нет уже общей идеи, общероссийской единой истории. Здесь в Калининградской области есть немецкое наследие, но наше наследие здесь русское. Отсюда, кстати, пошла Династия Романовых, отсюда переселился Андрей Кобила, его прозвали Кобыла, его за глаза пруссом называли. Здесь вотчина была Романовых, а с Романовыми нас связывает 300 лет. Три императора Российских приезжали сюда. Величайший подвиг Советского Союза в Великой Отечественной войне, нашего народа величайший подвиг, но мы историю не должны строить на одном Подвиге, на одной войне. У нас огромная история, у нас у русского народа тысячелетняя история. Мы об этом стали забывать, мы увлекаемся одним примером, это недостаточно. И здесь, в Калининграде, можно говорить о многих-многих примерах даже глубокой истории. Я хочу особо подчеркнуть, что сейчас большая задача — это забота о русском народе. Может быть, надо подумать и выйти с инициативой Президенту о федеральной программе поддержки русского народа. Ведь он обескровлен за годы войн и революций, Великой Отечественной войны, за годы поднятия целины, промышленного освоения Средней Азии, Закавказья. Надо поднять этот вопрос о поддержке русского народа, поддержке его культуры, традиций. Одна Церковь занимается этим постоянно, и наш Патриарх постоянно об этом говорит, но нужна и поддержка правительственная, государственная поддержка русского народа. Все другие народы ждут этого, когда русские займут свое подобающее место в государстве, когда они перестанут пить и гулять, бросать детей, разводиться, когда они наконец-то станут русскими.

Вспомните, кто читал дневники Достоевского, 1880 год запись: «Русский не православный — дрянненький человечешка». Тяжелая фраза. Неприятно ее читать, но это же так. Что мы натворили со своей родиной? Это же мы натворили. Поэтому и заборы не красим, поэтому и огороды не копаем. Я в заключении хочу сказать, да, Калининград может стать местом диалога с Западом, который, действительно, переживает очень сложные времена. Я в декабре 2012 года выступал в военной академии Франции, ко мне подошел бывший министр обороны Франции Шевенман и сказал, я вас послушал и согласен с Генри Киссинджером, который мне сказал: надо перестать делать из русских европейцев, у них другой менталитет, из них это не получатся. — А что же делать, чтобы как-то остановить этот процесс нового возвращения России на международную арену, как великую страну? — Киссинджер сказал: надо разделить страну на 15 государств, разделить Россию. Это не какой-нибудь публицист написал, и не журналист, это разговор двух политиков, и мы должны исходить из этого. Мы не только должны быть готовы к диалогу, но готовы к отражению, прежде всего, духовной агрессии враждебных России сил, которой в этом мире достаточно. Я калининградцам желаю поднятия уровня духовности и идейной готовности, а его поднять без Русской Православной Церкви, без веры в Бога мы не сможем.