Богодухновенны ли каноны Церкви?

1044040_533918396643764_2012584704_n (1)

Игумен Виталий (Уткин)

клирик Иваново-Вознесенской епархии, руководитель епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества

 

 

Канонические правила богодухновенны. Нельзя считать их просто некими преходящими историческими условностями. Это – Божественные правила, воспринятые в качестве вселенской нормы Вселенскими соборами в Духе Святом.

Вот, что сказано в 1-м правиле Седьмого Вселенского собора: «Божественные правила со услаждением приемлем, и всецелое и непоколебимое содержим постановление сих правил, изложенных от всехвальных Апостолов, святых труб Духа, и от святых вселенских соборов, и поместно собирающихся для издания таковых заповедей, и от святых отцов наших. Ибо все они, от единаго и тогожде Духа быв просвещены, полезное узаконили».

121-0015 (1)

А вот, что говорится во 2 правиле Шестого Вселенского собора (Трулльского): «Никому да не будет позволено вышеозначенные правила изменять, или отменять, или, кроме предложенных правил, принимать другия, с подложными надписаниями составленныя некиими людьми, дерзнувшими корчемствовать истиною. Если же кто обличен будет, яко некое правило из вышереченных покусился изменить, или прекратить: таковый будет повинен против того правила понести епитимию, какую оно определяет, и чрез оное врачуем будет от того, в чем преткнулся».

Да, есть внутреннее богодухновенное содержание и некая внешняя историческая форма. Но вот выбрасывать богодухновенную суть правила из-за нашего неприятия этой формы, из-за нашего нежелания ее понимать. Надо учиться – изучать каноническое право своей Церкви. Надо заниматься наукой — проводить соответствующие историко-канонические исследования. Надо пытаться понять контекст правила, его дух, его Богодухновенный смысл.

Правило 7-го Вселенского собора напрямую ставит каноны в один ряд со Священным Писанием, более того, дерзну сказать по неразумию своему – не различает их от Священного Писания. Почему? С моей точки зрения это потому, что сам канон Священного Писания был установлен Вселенскими Соборами, сделавшими общецерковной норму, сформулированную некоторыми отцами. Священное Писание есть текст, существующий в контексте Вселенской Церкви, в ее Богодухновенной жизни как Тела Христова, как непрерывного богообщения.

Итак, второе правило 7- го Вселенского собора говорит о кандидате во епископа: «Такожде тщательно испытывать его митрополиту, имеет ли усердие с размышлением, а не мимоходом, читать священные правила, и святое Евангелие, и книгу Божественнаго Апостола, и все Божественное писание, и поступать по заповедям Божиим и учить порученный ему народ. Ибо сущность иерархии нашей составляют Богопреданныя словеса, то есть истинное ведение Божественных писаний».

Монах Иоанн Зонара так комментирует это правило: «Все верные должны поучаться в оправданиях Бога и не забывать словес Его; а наипаче те, которые приемлют священническое достоинство, то есть которые облечены им, имеют его на себе. Почему и это правило повелевает, чтобы имеющий быть возведенным на епископство знал псалтирь, дабы таким образом и народ свой наставлял посвящать себя в таинства, то есть, учиться. Притом правило требует, чтобы он был испытываем митрополитом, имеющим совершить его хиротонию, хочет ли он читать священныя правила, Евангелие, книгу Апостола и все божественное Писание. Читать же с истолкованием, так чтобы знать смысл каждого слова и быть способным к научению порученного ему народа, и готовым к ответу вопрошающим его».

Патриарх Феодор Вальсамон: «определили не иначе рукополагать кого-либо, как если знает псалтирь и, по испытании тем кто будет совершать хиротонию его – какое он имеет расположение к изучению божественного Писания, окажется, что он чтением священных и божественных правил и прочаго занимался прилежно, то есть с испытанием, а не бегло; сверх сего, что и живет согласно божественным заповедям, и учит народ Господень и просто готов к тому, чтобы учить и отвечать, что должно, о богопреданных словесах, которыя составляют сущность, то есть основание священства».

Подчеркну, что каноны не есть «святоотеческие творения», некие «частные мнения отцов». Они не «святоотеческие» потому, что не все из отцов, чьи правила вошли в канонический свод Вселенской Церкви являются святыми. Например, не является святым Феофил Александрийский, гонитель святителя Иоанна Златоуста, чьи правила мы в этом своде видим. НО именно Вселенская Церковь на своих Вселенских соборах в Духе Святом эти правила восприняла и сделала их вселенской канонической нормой. Не отеческие тексты здесь первичны, а именно опознание Церковь в них вселенской нормы, совершенное на Вселенских соборах. Повторю – в Духе Святом.

Ни одно правило со времени формирования канонического свода, то есть с 883 года, с появления «Номоканона в 14 титулах» святителя Фотия не было отменено.